Что меняет новый Закон «Об электронной подписи»
СПб. Электронная цифровая подпись стремительно входит в повседневную жизнь успешных компаний.
Бухгалтер сегодня уже не тратит время на посещение инстанций, а старается экономить свое время, представляя отчетность в электронном виде. Руководитель не ждет месяцами подписанный партнером контракт, потому что может за считанные минуты отправить и получить его по электронной почте.
Однако использование электронной подписи сегодня ограниченно рамками действующего закона. Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» содержит ряд недостатков. Он допускает использование только одной технологии электронной подписи, основанной на технологии асимметричных ключей подписи. Это не соответствует основным принципам иностранного законодательства и международного права регулирования электронных подписей. Недостаточна и сфера действия закона. Так, например, из нее исключены отношения, не являющиеся гражданско-правовыми сделками.
Кроме того, этот закон не согласован с некоторыми законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности.
Указанные недостатки тормозят применение электронной подписи в России. Именно поэтому был принят ФЗ от 06.04.2011 №63 ФЗ «Об электронной подписи», который вступил в силу с 8 апреля 2011 года. Сегодня действуют оба закона, но с 1 июля 2012 года он полностью заменит закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»
Теперь вместо одного вида электронной цифровой подписи будут действовать три вида электронной подписи (простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная).
Физические лица и организации будут использовать простую подпись и усиленную (неквалифицированную и квалифицированную).
Простая электронная подпись – это подпись с использованием кода, пароля или иных средств, которая подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. С ее помощью можно подписывать электронный запрос для отправки в госорганы.
Усиленная неквалифицированная подпись – более надежная. Она позволяет не только определить лицо, подписавшее электронный документ, но и обнаружить факт внесения изменений после его подписания.
Для такой подписи обязательное условие – использование специальных средств для криптографического преобразования информации. Сфера ее применения – взаимодействие между сотрудниками и подразделениями во внутрикорпоративных системах.
Усиленная квалифицированная подпись – самая надежная. Средства этой подписи обязательно должны быть «сертифицированы» уполномоченным органом, а сертификат подписи должен быть создан только аккредитованным Удостоверяющим центром. Электронный документ с такой подписью всегда признается равнозначным документу на бумажном носителе.
Именно такая подпись в настоящее время используется в системах юридически значимого документооборота при представлении отчетности через спецоператора ФНС, ПФР, Росстат, ФСС.
Деловой Петербург 02.09.2011
02.09.2011