на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Президиум Высшего арбитражного суда России должен определить, могут ли иметь обратную силу его постановления, ухудшающие положение налогоплательщиков. В юридическом сообществе считают, что это противоречило бы Конституции и принципам российского права.

Президиум Высшего арбитражного суда России должен определить, могут ли иметь обратную силу его постановления, ухудшающие положение налогоплательщиков. В юридическом сообществе считают, что это противоречило бы Конституции и принципам российского права.

ВАС решит, имеют ли его толкования налоговых норм обратную силу

Сегодня ВАС в порядке надзора рассмотрит прецедентный спор ЗАО «Арктиксервис» и терподразделения ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области. Спор начался в 2008 году, когда истец обратился в суд с просьбой признать неправомерными претензии налоговиков на сумму более 8 млн руб.

Претензии были связаны с тем, что в 2006 году компания передала в аренду принадлежащие ей морские суда мурманскому НИИ. Место передачи и районы эксплуатации судов находились за пределами территории России вне 12-мильной таможенной зоны, равно как и оказываемые экипажем услуги по техобслуживанию.

Полагая, что территория России в данном случае не является местом реализации услуг, истец не учитывал операции по их реализации при исчислении и уплате НДС. По результатам выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил ему НДС по ставке 18%.

Суды всех трех инстанций признали претензии фискалов неправомерными, но после принятия судебных актов постановлением президиума ВАС от 13 октября 2009 года №6508/09 была определена практика применения положений ст. 148 Налогового кодекса (НК). Так, реализация услуг по предоставлению российскими компаниями во временное пользование морских судов в целях, не связанных с перевозкой грузов или пассажиров, подлежит обложению НДС, при этом не имеет значения, где арендатор использует судно.

Поскольку судебные акты по данному делу были приняты арбитражными судами до формирования ВАС своей позиции, налоговики обратились в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре его решения по вновь открывшимся обстоятельствам. На этот раз суды встали уже на сторону ответчика, и теперь ВАС должен определиться, отменять ли их решения или оставлять в силе.

Коллегия судей, передавшая дело на рассмотрение ВАС в порядке надзора, обратила внимание на то, что до момента рассмотрения судом первой инстанции заявления инспекции о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам было принято постановление КС от 21 января 2010 года № 1-П. В нем указано, что в результате толкования, данного ВАС, положение налогоплательщиков не может ухудшаться по сравнению с толкованием, ранее устоявшимся в судебной практике, отмечает старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. Это закреплено в ст. 54 и 57 Конституции.

Президиум ВАС должен ликвидировать пробел в правоприменительной практике, говорит юрист. С одной стороны, с точки зрения принятия налоговых актов налогоплательщик защищен ст. 5 НК, которая запрещает придание обратной силы закону, который ухудшает положение налогоплательщика. С другой стороны, главная угроза этой самой правовой определенности и стабильности положения налогоплательщика исходит скорее из судебной практики, которая быстро меняется, и добросовестный налогоплательщик оказывается нарушителем только потому, что не смог предугадать такое развитие судебной практики на три года вперед.

Юрист считает, что ВАС должен занять сторону истца. «Если сам президиум подтвердит, что его постановления так же, как и все законы, не имеют обратной силы, это будет, с одной стороны, расширительным толкованием ст. 5 НК, а с другой — полностью следовать принципам налогообложения и постановлению КС РФ №1», — отмечает г-н Ахметшин.

РБКdaily 24.05.2011

24.05.2011
 





Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)