В апреле 2010 года работающие в России немецкие компании решили бороться с "откатами" и прочими проявлениями коррупции и предложили "Инициативу по соблюдению принципов корпоративной этики при ведении коммерческой деятельности на территории РФ". К маю 2011 года к инициативе присоединилось 100 компаний (не только немецких), которые обязались вести добросовестную конкуренцию, не мириться с взяточничеством и проводить тщательную проверку своих деловых партнеров.
Германские концерны отчитались о преодолении коррупции в РФ Отвечая на вопрос о том, что делать дальше, 62% опрошенных заявили, что хотели бы создания специального руководства по работе России. Также в списке пожеланий — приглашение к участию в инициативе большего числа российских фирм и компаний из других стран — "из Италии, Испании, Франции, Финляндии, Китая". Сами же основатели инициативы, немецкие компании, своим поведением, похоже, довольны. "Сейчас не осталось ни одного участника российского рынка, который бы не знал, что с Siemens можно делать только "чистые дела",— говорит президент "Сименс" в России Дитрих Меллер.— В России можно очень хорошо работать и без коррупции". Президент "Мерседес-Бенц Рус" Юрген Зауэр заверяет, что в России, так же как и в других странах, концерн ведет политику нетерпимости по отношению к нарушающим принципы корпоративной этики сотрудникам, дилерам и поставщикам, а также к госструктурам. Напомним, в апреле 2010 года подразделения немецкой Daimler — российское ЗАО "Мерседес-Бенц Рус" и немецкая Daimler Export and Trade Finance GmbH — в Федеральном суде Вашингтона признали себя виновными в подкупе должностных лиц, в том числе в РФ. Автоконцерну пришлось выплатить властям США $185 млн штрафов, из них российское подразделение заплатило $27 млн. В конце 2009 года Всемирный банк на четыре года отстранил "дочку" Siemens в России от участия в тендерах из-за ее предполагаемого вовлечения в коррупционную практику в проекте развития транспортной инфраструктуры в Москве. Две трети компаний в опросе (67%) заявили, что не понесли убытки от того, что подключились к инициативе. По "ощущению" 67% опрошенных, за 2010 год они не теряли заказов из-за того, что объявили войну взяткам. 29% респондентов все же сообщили, что по их субъективным ощущениям потери заказов все же были. Коммерсантъ 20.05.2011
социальные эксперименты
По данным опроса Российско-германской внешнеторговой палаты, сделанного к годовщине инициативы, 63% подписантов сообщили об отсутствии изменений в РФ в деле развития честной конкурентной борьбы за последний год, 17% заметили улучшение ситуации, 15% — ухудшение.