Чтобы облегчить жизнь инновационным стартапам, правительство собирается ввести новую организационно-правовую форму — хозяйственное партнерство, действующее на основе долевого принципа. У экспертов отношение к задумке двойственное: с одной стороны, хозпартнерства добавят свободы инновационным стартапам, с другой — это может привести к дополнительным спорам в правовой цивилистике.
В России может появиться новый вид юрлица — хозяйственное партнерство В распоряжении РБК daily оказалась одна из последних версий законопроекта «О хозяйственных партнерствах». Согласно документу хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие партнеры, внесшие свою долю. Вклад может быть не только денежный, но и в виде имущественных и нематериальных активов. Создание партнерства путем реорганизации существующего юрлица (слияния, разделения, выделения, преобразования) не допускается. Кроме того, в качестве участников партнерства не могут выступать госорганы и органы местного самоуправления, а количество дольщиков не должно превышать 50 человек. В противном случае партнерство в течение года должно быть преобразовано в акционерное общество. Если же число участников хозпартнерства уменьшится до одного человека, оно должно быть ликвидировано. По задумке инициаторов закона новая юридическая форма должна импонировать инвесторам. «Партнеры не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов», — говорится в документе. Управление деятельностью хозяйственного партнерства осуществляется пропорционально долям в складочном капитале партнерства. Принятие законопроекта о хозяйственном партнерстве добавит степеней свободы инновационным стартапам, уверен менеджер налоговой практики Deloitte Василий Марков. Однако введение новой организационно-правовой формы, возможно, потребует и дополнительных уточнений налогового законодательства. «Например, в существующей сейчас редакции законопроекта в хозяйственном партнерстве возможно распределение прибыли непропорционально долям владения. При этом налоговое законодательство определяет дивиденды как пропорциональное долям владения распределение прибыли. Следовательно, могут возникать вопросы по трактовке распределения прибыли хозяйственных партнерств в налоговых правоотношениях», — поясняет г-н Марков. Источник, знакомый с документом, считает, что использование формы хозяйственного партнерства может быть интересно любому бизнесу, который держится на конкретных людях, — будь это консалтинговая компания, адвокатская практика или стоматологический кабинет. «Возможность вводить гибкие формы управления бизнесом, распределения прибыли, выхода и входа в бизнес — это то, чего не хватает существующим формам ООО и ЗАО», — говорит он. Генеральный директор АКГ «МЭФ-Аудит» Ян Гританс, напротив, считает хозпартнерства и инвестиционные товарищества (другая организационно-правовая форма, которая обсуждается в правительстве) абсолютно бесполезными новыми правовыми конструкциями. По его мнению, они способны привести к дополнительным спорам в правовой цивилистике. «Количество и формы юридических лиц уже оговорены в первой части ГК РФ и специальных федеральных законах. Введение производных элементов симбиоза простого товарищества и хозяйственных товариществ, коими практически по своей сути являются хозпартнерства и инвестиционные товарищества, лишняя почва для дискуссий, которые могут решаться в судах, а толкование и введение новых разделов материального права только усложнит жизнь адвокатам и судьям», — предостерегает он. Партнер Центра защиты прав предпринимателей и инвесторов Art de Lex Евгений Арбузов объясняет, что по форме хозпартнерство напоминает западные Limited liability company (LLC). Как правило, они востребованы малыми компаниями, управляющимися по соглашению сторон. На данный момент ближайший аналог LLC в России — ООО и коммандитное общество. «Изначально предполагалось, что будут расширены возможности механизмов инвестирования — они будут привлекательными и понятными для иностранных инвесторов», — поясняет он стратегию властей. Однако, в принципе, можно было бы избрать и иной путь — изменить российские организационно-правовые формы и сделать их более гибкими и близкими для иностранных инвесторов. РБКdaily 21.04.2011