В России вступил в силу закон об инсайдерской информации. Он готовился десять лет. И теперь мы как минимум знаем, что инсайд - это "точная и конкретная информация, которая не была ранее известна и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров". Использование такой информации в целях личного обогащения отныне будет наказуемо.
Информация к размещению Распространитель инсайда может быть оштрафован на 300-500 тысяч рублей либо лишен дохода за 1-3 года. В особо тяжких случаях ему, помимо штрафа, грозит тюремное заключение сроком до четырех лет. То же самое, совершенное группой лиц по предварительному сговору, карается штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей и сроком от двух до семи лет. Кроме того, инсайдер может лишиться права занимать определенные должности во властных и предпринимательских структурах. Торговля осведомленностью - один из видов теневого бизнеса. Например, информация к размещению ценных бумаг, как и любая информация, доступная только узкому кругу лиц, стоит дорого. Но хорошо окупается. Мировой рекорд - 6 миллиардов долларов, заработанных на покупке инсайда одним ловким американцем; он был сыном русского эмигранта, и после устроенного им биржевого кошмара, его имя Иван, молва довела до логической завершенности - Грозный). Российские покупатели инсайда - безымянны. Торговцы им - тем более. Вам известно, кто и сколько взял с "клиентов" в августе 1998 года за драгоценный шепоток о грядущем обвале рынка ГКО? А кому периодически приносит доход разглашение еще официально не подтвержденных сведений о налоговых претензиях к какой- нибудь крупной компании или о приближающемся банкротстве известной корпорации? Будь кто-нибудь призван к ответу за такую словоохотливость, мы бы знали его должность и фамилию. Теперь же, с появлением закона, по крайней мере очерчен круг инсайдеров. Таковыми признаны компании и корпорации, организаторы торговли, клиринговые палаты, банки, осуществляющие расчеты по результатам сделок, чиновники, служащие Центробанка и журналисты. Из списка инсайдеров в момент разработки закона почему-то исчезли сотрудники прокуратуры. Но даже без этого список внушителен. В нем - главные обладатели информации. "Золотой век" российского инсайдерства продлевается утечками из различных отсеков политической власти, финансовых ведомств, контролирующих инстанций, силовых структур. Когда "кошмарить бизнес" стало тоже бизнесом, игроками на рынке способны выступать и хорошо информированные сотрудники СЭС, и инспекторы пожарнадзора. Впрочем, предметом купли-продажи могут служить не только конкретные сведения, но и настроения важных персон, политические дуновения, колебания атмосферы тут или там. Конечно, и пресса причастна к инсайду. Манипулирование рынком - это, по мнению законодателей, еще и "распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая Интернет), любым иным способом ложных или вводящих в заблуждение сведений", способных повлиять на спрос и предложение, цену товара, объем торгов и т.п. Но знал ли журналист, что предоставленная ему информация является инсайдерской? Было ли ему известно, что эта информация ложная? Распространил ли он ее умышленно? Эти вопросы обеспокоенно задают представители медиасообщества, справедливо считая, что меры наказания за тиражирование инсайдерской информации не должны применяться к авторам, кем-то ввергнутым в заблуждение и не извлекшим из публикации никакой выгоды. Что говорить, инсайдерская информация, да еще в условиях кризиса, - опасная штука. Она может спровоцировать панику и в считанные дни довести до краха, скажем, какой-нибудь банк. Вероятно, поэтому прокуратура теперь ведет постоянный мониторинг прессы. Цель мониторинга - "противодействовать фактам информационных атак на банки". Действительно, инсайдерским "сливом" можно испортить репутацию банка, спровоцировать финансовый скандал, прозондировать почву для рейдерского захвата. Но попробуйте в условиях кризиса безошибочно определить, когда газета просто печатает сообщение, полагая его общественно значимым, а когда делает это по чьему-то заказу. Когда - информирует, а когда - сеет панику. Подозревать прессу в злонамеренном распространении недостоверных сведений представители бизнеса всегда готовы. А где разжиться достоверными? Не всякая корпоративная информация предназначена для широкой огласки. Получить официальный комментарий по поводу тревожных слухов практически невозможно. Зато всегда к услугам некий таинственный персонаж, имя которому - "источник". Ссылка на него придает информации вес и видимость достоверности, свидетельствует о приобщенности автора к "тайнам мадридского двора" и как бы снимает с него всякую ответственность: мол, за что купил, за то и продаю. Правда, за доступ к живым источникам информации приходится платить. Чем? Ну, в частности, вбросом инсайда, когда "источник" через пригретого им журналиста распространяет некие сведения. Цели тут могут быть разные. Прозондировать общественное мнение. Бросить тень на конкурента по бизнесу. "Применяется так называемый целевой "слив", - описывает подобную технологию один осведомленный еженедельник. - Доверенному журналисту под большим секретом передается, например, проект экономической программы или концепции какой-нибудь реформы. Документ зачастую подлинный. Цель инициаторов операции - вызвать вал критики на разработчиков этого документа до того, как они успеют к ней подготовиться, и тем самым их дискредитировать". Если свобода слова подчас превращается в свободу "слива", то должны ли журналисты хотя бы назвать имя инсайдера? Закон об инсайдерской информации их к этому обязывает. Но закон о печати гарантирует им право сохранять в тайне источники информации. Как же быть? Подписав закон об инсайдерской информации, Дмитрий Медведев поручил министру связи Игорю Щеголеву и главе ФСФР Владимиру Миловидову обратить "пристальное внимание на то, каким образом применение закона скажется на состоянии наших средств массовой коммуникации". По мнению президента, "должен быть настоящий, разумный баланс между, с одной стороны, недопустимостью противоправного использования инсайдерской информации и, с другой стороны, защитой свободы слова и возможностью использования экономической информации". И теперь уже оговорены условия, при которых СМИ должны раскрывать источник информации. Они обязаны это делать по запросу ФСФР, в котором четко объясняется, почему та или иная информация считается ложной и почему она привела к манипулированию рынком. Назвать имя инсайдера редакция будет обязана и в том случае, если она подозревается в небескорыстном распространении конфиденциальных сведений. Во многих странах инсайд регламентируется законами. Их цель проста - поддерживать рыночную конкуренцию. Она возможна лишь тогда, когда, к примеру, все участники торгов принимают решения на основе одинаковой информации. Вот и в России наконец вступил в силу закон, согласно которому зарабатывать деньги на расходах рыночных игроков, о чем-то важном не проинформированных, считается не только неприличным - за это судят. Российская Газета 11.02.2011