Ухудшение конъюнктуры и постоянное изменение законодательства больнее всего бьют по малому бизнесу, подсчитали в АНХ. Большие компании почти не подвержены этим рискам, поэтому могут спокойно вкладываться в долгосрочные проекты и не ждать быстрой отдачи. Эксперты согласны с выводами: крупный бизнес всегда сможет решить проблемы личным общением с чиновниками и пролоббировать нужные ему законы.
Небольшим компаниям сложнее приспосабливаться к новым законам и чиновникам Основная проблема как малого, так и среднего бизнеса — рыночная конъюнктура, говорится в исследовании эксперта Института прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства (АНХ) Сергея Шульгина, проведенном на основе опроса более 700 предприятий. Правда, с этой проблемой чаще сталкиваются представители малого бизнеса. «Малыши» также более чувствительны к изменениям в законодательстве, проверкам инспекций и проблемам с персоналом. С ростом бизнеса меняется и круг проблем. «Крупные предприятия (с численностью больше 5000 человек) оказываются менее зависимыми от рисков, связанных с рыночной конъюнктурой, изменчивостью законодательства, различными проверками и особенно от рисков, связанных с правовой средой», — говорится в исследовании. Никто из представителей крупного бизнеса не отметил прокуратуру как источник рисков для себя. Зато малым предприятиям незнакомы риски, связанные с антимонопольными службами: они с ними почти не сталкиваются. Уверенность в завтрашнем дне позволяет крупному бизнесу вкладываться в долгосрочные проекты. Как показывают результаты исследования, именно большие компании чаще всего осуществляют инвестпроекты, сроки окупаемости которых находятся за пределами двухлетнего горизонта. Для таких компаний снижены риски изменений рыночной конъюнктуры и законодательства, на первое место выходят проблемы с рыночной конъюнктурой и изменениями законодательства. Компании, у которых есть долгосрочные проекты, намного более оптимистично оценивают перспективы того, что с их предприятием ничего не произойдет (не отберут собственность, не возникнет давления со стороны силовиков или оргпреступности). «Конъюнктура — это ключевой параметр любого бизнеса, это всегда вопрос номер один», — говорит член генсовета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Крупный бизнес все свои проблемы решает неинституциональным путем», — говорит вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Его представители предпочитают решать все проблемы в личном общении. Именно поэтому малый бизнес более всего заинтересован «в стабильной законодательной среде и в адекватном правоприменении этих норм»: у них нет возможности решать проблемы на уровне чиновников. Огромная проблема для малого бизнеса — постоянные изменения правовых норм, считает г-н Данилов-Данильян: «Для малого бизнеса, где нет грамотных юристов, любое изменение законодательства — как снег на голову». Крупные компании могут позволить себе содержать собственные юридические департаменты и осуществлять мониторинг законов на стадии проектов. «Поэтому для них изменение законов не неожиданность, они сами активно лоббируют нужные им изменения», — говорит он. РБКdaily 17.12.2010