на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Вчера стало известно, что Минфин России в очередной раз готов ужесточить нормы по валютному контролю. Если в ноябре он разместил проект, согласно которому в паспорте сделок по внешнеторговым операциям российские компании обязаны указывать данные о контраг

Вчера стало известно, что Минфин России в очередной раз готов ужесточить нормы по валютному контролю. Если в ноябре он разместил проект, согласно которому в паспорте сделок по внешнеторговым операциям российские компании обязаны указывать данные о контрагентах, банке и валюте, то теперь компаниям также придется указывать и срок возврата денежных средств.

Минфин против теневых схем увода денег за рубеж

Минфин намерен обязать нерезидентов включать во внешнеторговые контракты сроки поставки товара или же сроки возврата переведенных за рубеж денежных средств. Резиденты же должны обеспечить получение денег на свои счета за проданные нерезидентам товары, услуги и интеллектуальную собственность. Подобное ужесточение неудивительно, учитывая, что отток частного капитала, по словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, за январь—ноябрь этого года достиг 29 млрд долл.

По словам партнера Goltsblat BLP Владимира Чикина, поправки к закону могут создать неравенство российского участника перед иностранным и еще больше ограничить свободу договора по срокам, зато ограничение валютного контроля позволит госорганам без особого труда привлечь участника подобного договора к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. За нарушение же предусмотрен штраф в размере до всей суммы невозвращенных средств.

Старший юрист компании Roche & Duffay Сергей Будылин считает, что, очевидно, нормы касаются валютного регулирования и должны препятствовать неконтролируемому оттоку валюты из страны. «Если речь идет о схеме по выводу денег за рубеж, ее «авторы» обычно забывают указать в контракте этот срок, чтобы избежать штрафа при неполучении выручки. Для борьбы с подобными злоупотреблениями и предлагается обязать резидентов непременно указывать срок оплаты в контракте», — говорит г-н Будылин.

По его мнению, для добросовестных резидентов (как экспортеров, так и импортеров) ничего, по сути, не поменяется. Торговое финансирование по-прежнему не возбраняется, надо лишь указывать срок оплаты. Недобросовестным резидентам станет сложнее выводить средства за границу, хотя в то же самое время законопроект формально не запрещает установить срок оплаты, например, в сто лет. Банкам же, как агентам валютного контроля, придется теперь проверять внешнеторговый контракт еще и на наличие статьи о сроке оплаты.

РБК daily 15.12.2010

 

Минфин не верит в бессрочные сделки
// В
о всех внешнеторговых контрактах обяжут указывать сроки возврата выручки

Минфин опубликовал проект поправок к закону "О валютном регулировании и валютном контроле", которые в случае его принятия в 2011 году резко ограничат возможность невозврата валютной выручки по внешнеторговым контрактам. В новой версии закона возврат выручки в сроки, указанные в контракте, и получение от иностранных контрагентов оплаты контрактов окончательно накладываются на российскую компанию без оговорок. Кроме того, заключение внешнеторговых контрактов, в которых явно не указываются сроки оплаты товаров, собственности или услуг, становится обязательным. Эксперты полагают, что жесткость формулировок Минфина чрезмерна, она уже противоречит основам Гражданского кодекса.

Минфин продолжает выдвигать инициативы по ужесточению режима движения капитала в рамках внешнеторговых сделок. После ряда проектов, связанных с созданием в 2011 году системы сплошного параллельного контроля импортно-экспортных операций и их оплаты с участием ФТС, ФНС, Росфинмониторинга, ЦБ и уполномоченных банков (см. "Ъ" от 23 ноября) с незначительными послаблениями по мелким сделкам, министерство предлагает изменить корневой закон N 173 от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле". На первый взгляд изменения в законе не слишком существенны: корректируются лишь формулировки части 1 статьи 19 закона "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ". В новой версии документа экспортер товаров, услуг, работ или прав собственности, в том числе интеллектуальной, обязан обеспечить получение от нерезидентов средств оплаты в любом случае, а не "в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов)", как это формулируется в законе N 173 сейчас. Кроме того, в новой версии закона обязанность вернуть в РФ валюту или рубли возложена на импортеров "в случае невыполнения нерезидентами встречных обязательств". Исходя из формулировок законопроекта отказ иностранного контрагента платить по счетам российского экспортера, в том числе оспоренный в суде, не является основанием для снятия ответственности по возврату выручки.

Оба новых обязательства резиденты РФ обязаны выполнить "в сроки, предусмотренные внешнеторговыми обязательствами (контрактами)". Другие положения закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не предполагают жесткой и однозначной формы заключения внешнеторговых контрактов с четкими сроками возврата валютной выручки. Так, статья 20 закона "Паспорт сделки" сейчас вообще не содержит требований об обязательном указании сроков оплаты поставок в какой-либо форме, требуя лишь указания "сведений, необходимых в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям". Впрочем, эту проблему Минфин предполагает решить более грубо: дополнительной частью 4 главы 19 закона по всем внешнеторговым сделкам предлагается в обязательном порядке указывать сроки репатриации валютной выручки — и обязательство накладывается не на правила оформления паспорта сделки, а на сам контракт.

Партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Владимир Чикин считает идеологию составителей документа некорректной. "Первая же статья Гражданского кодекса декларирует свободу договоров и недопустимость вмешательства кого бы то ни было в частные дела. На мой взгляд, срок оплаты товара, поставленного на экспорт,— как раз случай такого частного дела",— говорит юрист. "Непонятно, какую проблему хочет решить этими поправками Минфин",— сказал "Ъ" Владимир Чикин. По его словам, добросовестные участники ВЭД и без этого обложены со всех сторон. Гендиректора компаний несут уголовную ответственность по статье 193 УК "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте" (до трех лет лишения свободы). Кроме того, им может быть инкриминирована статья 15.25 КоАП, карающая за нарушение валютного законодательства (в частности, невозврат выручки по внешнеторговым договорам в установленный срок наказывается штрафом в размере 75-100% невернувшейся суммы). Наконец, предприниматель, не получивший выручку в течение 180 дней, не может применять нулевую ставку НДС при экспорте и вынужден платить налог по полной ставке. "Чтобы пойти на все это, надо быть фирмой-однодневкой, но их никаким новым ужесточением закона не испугать. Как выводили капитал, так и будут выводить. Пострадает же, как всегда, законопослушный бизнес",— говорит Владимир Чикин.

По словам эксперта, единственное последствие принятия поправок — Россфиннадзору станет заметно легче привлекать предпринимателей к административной ответственности по статье 15.25 КоАП. Ужесточение режима возврата валютной выручки существенно ограничивает возможности для российских экспортеров сложных договоров, предусматривающих различные условия оплаты экспорта и импорта в зависимости от конъюнктуры, рыночных условий и т. д. Впрочем, цель Минфина достаточно прозрачна: как и в случае всех предыдущих инициатив, он ориентируется на жесткую борьбу со схемами теневого вывода капитала из РФ и серым импортом — популярность этих схем во второй половине 2010 года существенно выросла.

Коммерсантъ 15.12.2010

15.12.2010
 





Ближайшие события


30.04.2024
– окончание периода проведения годовых (очередных) общих собраний участников ООО

02.05.2024 – предельный срок составления и опубликования на странице в сети Интернет Годовой консолидированной финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год; – предельный срок опубликования на странице в сети Интернет Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением по ней за 2023 год