Правительство внесло в Госдуму России проект федерального закона, который совершенствует механизмы надзора со стороны ФСФР России за деятельностью участников финансового рынка и создает на их основе систему пруденциального надзора, которая будет соответствовать международным требованиям.
Присмотрят в оба
ФСФР наделят полномочиями по пруденциальному надзору за участниками финансового рынка
Заместитель руководителя ФСФР России Александр Синенко пояснил "РБГ": "Сейчас система контроля за профессиональными участниками построена на фрагментарном подходе - при выходе профучастника на рынок анализируются документы, необходимые для лицензирования, далее контроль осуществляется на основе анализа отчетности - квартальной или годовой, а далее следуют периодические проверки". Таким образом, по мнению Александра Синенко, получается, что с момента лицензирования до момента проведения проверки регулятор не имеет всей необходимой информации о деятельности профучастника.
Для создания наиболее качественной основы осуществления надзора теперь предлагается законодательно закрепить принципы и цели осуществления пруденциального надзора - постоянный характер надзора и поддержание стабильности финансовой системы РФ, а также защиту интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
Александр Синенко отмечает: "Законопроект о пруденциальном надзоре позволит внедрить на финансовом рынке передовой опыт и методы контроля, отслеживать деятельность профучастников на соответствие определенным нормативам непрерывно. При этом нормативы эти будут зависеть от особенности деятельности профучастника - объемов совершаемых им операций, степени риска и так далее".
Кроме того, законопроект содержит такую новацию, как согласование с регулятором кандидатуры руководителя организации-профучастника рынка и возможность требовать замены руководителя. "Законопроект способствует совершенствованию инструментов надзора и формирует гибкую систему способов воздействия на нарушителя", - резюмирует Александр Синенко.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин уверен, что закон усложнит процедуру формирования требований исполнительных органов к финансовым показателям кредитных организаций. "Это отражает позицию ФАС, согласно которой подобные вопросы предлагается перенести на уровень решения правительства или федерального закона, исключив полномочия ФСФР устанавливать требования к собственным средствам профучастников", - считает эксперт. По его мнению, реакция регуляторов на изменения рыночной ситуации усложнится и замедлится. "Учитывая изменчивость современных рынков и настроений инвесторов, такое решение было бы несвоевременным. Косвенно оно отражает интересы финансовых структур, которые, очевидно, не хотели бы перемен в сложившейся практике их работы в финансовом сегменте", - подчеркнул Александр Осин. Однако эксперт полагает, что эти перемены не столько вызваны действиями регуляторов, сколько сами по себе отражают изменившуюся экономическую конъюнктуру: рост рисков, связанных с краткосрочными инвестициями при относительно стабильном уровне рисков долгосрочных реальных вложений.
Российская Бизнес Газета 14.12.2010