на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях часть 1 (вопросы с 17 по 21).Из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) No 1

V. Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях (вопросы с 17по 21)

Вопрос 17: В каких случаях граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица,  юридические  лица  подлежат  привлечению  к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1КоАП РФ?

 Ответ: Объективная   сторона состава   административного правонарушения,  предусмотренного  частью  1  статьи  20.6.1КоАП  РФ, выражается    в  невыполнении  правил  поведения  при  введении  режима повышенной  готовности  на  территории,  на  которой  существует  угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а2» пункта  «а»  статьи  10  Федерального  закона  от  21  декабря 1994 г. No 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. No 417 (далее – Правила).

Правила  предусматривают,  в  том  числе,  что  при  введении  режима повышенной  готовности  на  территории,  на  которой  существует  угроза возникновения  чрезвычайной  ситуации,    граждане  обязаны  выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению  чрезвычайных  ситуаций;  при  угрозе  возникновения чрезвычайной  ситуации  гражданам  запрещается  осуществлять  действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории,  на  которой  существует  угроза  возникновения  чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации принимают  в  соответствии  с  федеральными  законами  законы  и  иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные  для  исполнения  гражданами  и  организациями  правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации,  а  также  с учетом  особенностей  чрезвычайной  ситуации  на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а 2»  пункта  «а»  статьи  10названного  федерального  закона,  могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и  организациями  правила  поведения  при  введении  режима  повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера»).

 В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации  в  субъектах  Российской  Федерации  приняты  нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,  например:  Указ  Мэра  Москвы  от  5  марта  2020  г.  No 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. No 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. No 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 г. No 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по  предотвращению  распространения  новой  коронавирусной  инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» и др.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации,  законы  и  иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты  населения и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  выполнять установленные правила поведения  при  введении  режима  повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность  без  образования  юридического  лица,  юридические  лица подлежат  привлечению  к  административной  ответственности  по  части  1 статьи 20.6.1КоАП  РФ  как  за  нарушение Правил,  так  и  за  нарушение обязательных,  а  также  дополнительных  обязательных  для  исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта  Российской  Федерации  режима  повышенной  готовности  или чрезвычайной ситуации.

Так, по  части  1  статьи 20.6.1КоАП  РФ,  например,  подлежат квалификации  действия  физического  лица,  выразившиеся  в  нарушении подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.  No 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. No 42-УМ), принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. No 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного  и  техногенного  характера»,  или  индивидуального предпринимателя,  юридического  лица, выразившиеся  в  нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа и др.

При  этом  судам необходимо  учитывать,  что  в  случае  нарушения подпункта  2.3  пункта  2  постановления  Главного  государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  18  марта  2020  г.  No  7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»овыполнении требования по  изоляции в домашних условиях, а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.  No 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа  Мэра  Москвы  от  10  апреля  2020  г.  No  42-УМ)о  временном приостановлении  посещения  гражданами  территорий  общегородского значения, допущенное лицом,    прибывшим  на  территорию  Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство  по  делу  об  административном  правонарушении, предусмотренном  частью  1  статьи  20.6.1 КоАП  РФ,    административного наказания  конкретного  вида  и  размера  необходимо  руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать   требованиям   пропорциональности,   справедливости   и соразмерности,  индивидуализации  административной  ответственности,  а также  соответствовать  целям  предупреждения  совершения  новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 Вопрос 18:  Должностные  лица  каких  органов  имеют  право составлять  протоколы  об  административных  правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ?

 Ответ: В соответствии с пунктом 18 части 5 и частью 64статьи 28.3 КоАП  РФ  протоколы  об  административных  правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ, вправе составлять:

-должностные лица, указанные в Перечне должностных лиц органов управления  и  сил  единой  государственной  системы  предупреждения  и ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  включая  должностных  лиц  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять   протоколы   об   административных   правонарушениях, предусмотренных частью  1  статьи 20.6.1КоАП  РФ  (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. No 975-р);

-должностные  лица  органов  исполнительной  власти  субъектов Российской  Федерации,  перечень  которых утверждается  высшим должностным  лицом  (руководителем  высшего  исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такие перечни установлены, например, Указом Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. No 40-УМ «Об  особенностях  применения  мер  ответственности  за  нарушение организациями  и  индивидуальными  предпринимателями  режима повышенной готовности в городе Москве», Постановлением Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. No 108-ПГ (в редакции от 4 апреля 2020 г.) «О введении в Московской области режима повышенной готовности для  органов  управления  и  сил  Московской  областной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по  предотвращению  распространения  новой  коронавирусной  инфекции (COVID-2019)  на  территории Московской  области»,  Указом  Президента Республики  Татарстан от 6  апреля 2020  г.  No  УП-224 «Об  утверждении Перечня  органов  исполнительной  власти  Республики  Татарстан  и  их должностных  лиц,  уполномоченных  составлять  протоколы  об административных правонарушениях» и др.

Вопрос 19: Каков срок давности привлечения к административной ответственности  по  делам  об  административных  правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ?

 Ответ: Административные  правонарушения,  ответственность  за которые установлена частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ, являются длящимися.В  соответствии  с  частью  1  статьи  4.5  КоАП  РФ  срок  давности привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ,составляет 3 месяца и исчисляется с момента их обнаружения.

 Вопрос  20:  Какой  субъект  административной  юрисдикции рассматривает  дела  об  административных  правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ, как определяются место  рассмотрения  указанных  дел  и  место  совершения правонарушения?

Ответ: Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела  об  административных  правонарушениях,  предусмотренных частью  1  статьи  20.6.1КоАП  РФ,  подлежат  рассмотрению  по  месту совершения  таких  правонарушений.  При  этом  местом  совершения административных  правонарушений  данной  категории  является  место  их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью  1  статьи 20.6.1КоАП  РФ, административного расследования  такое  дело  рассматривается  по  месту  нахождения  органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

 Вопрос  21:  Кому  может  быть  назначено  административное наказание в виде предупреждения  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1КоАП РФ?

 Ответ: Санкция  части  1  статьи  20.6.1КоАП  РФ  предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от  десяти  тысяч  до  пятидесяти  тысяч  рублей;  на  лиц,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде  предупреждения  может  быть  назначено  любому  субъекту административного  правонарушения(гражданину,  должностному  лицу, лицу,  осуществляющему  предпринимательскую  деятельность  без образования  юридического  лица,  юридическому  лицу),  предусмотренного названной  нормой,  в  зависимости  от  конкретных  обстоятельств  дела  об административном правонарушении.






Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)