на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий в законодательство институт налогового мониторинга.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий в законодательство институт налогового мониторинга. Документ предусматривает возможность заключения между компанией и налоговым органом соглашения о расширенном информационном взаимодействии.
Фактически инспектор в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета предпринимателя, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты им налогов и сборов. В свою очередь, компании получат возможность заранее согласовывать свою позицию по вопросам налогообложения с Федеральной налоговой службой.
"Институт налогового мониторинга - это тот случай, когда выигрывают обе стороны налоговых взаимоотношений. Бизнес получает возможность согласовать с налоговыми органами налогообложение сложных сделок еще до подачи декларации и тем самым снизить налоговые риски и избежать возможных санкций. Налоговые органы, в свою очередь, получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании-налогоплательщика в режиме реального времени. Прогнозируемость налоговых выплат для компаний так же важна, как и прогнозируемость налоговых поступлений для государства", - пояснил "РГБ" Роман Самилло, замглавы аудиторско-правового департамента АКГ "Градиент Альфа".
Такой вид налогового администрирования широко распространен. Он уже давно и успешно применяется в Голландии, Австрии, Германии, Украине. В 2012 году налоговый мониторинг в качестве пилотного проекта ФНС уже опробовала на нескольких крупнейших налогоплательщиках. Опыт оказался удачным. "Эксперимент, который мы проводили сейчас, естественно, с согласия компаний, которые были готовы в этом принять участие, показал свою чрезвычайную эффективность", - заявил на рассмотрении законопроекта глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. По его словам, все больше компаний хотят подключиться к этому эксперименту, но без законодательной базы этот вопрос решить нельзя. И вот теперь институт налогового мониторинга решено узаконить.
"Как показывает мировой опыт, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности страны на глобальном рынке мировых инвестиций. Этот подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов", - отмечают авторы законопроекта.
Соглашение о расширенном информационном взаимодействии вправе заключить не все компании. Законопроект распространяется на организации, у которых за предшествующий год совокупная сумма федеральных налогов составляет не менее 500 млн руб., суммарный объем полученных доходов - не менее 5 млрд руб., а совокупная стоимость активов на 31 декабря предшествующего года - не менее 10 млрд руб. При этом стороной соглашения о налоговом мониторинге не могут быть участники консолидированной группы налогоплательщиков.
"Мониторинг - это отслеживание и анализ налоговым органом налоговых рисков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным крупными налогоплательщиками. Основная цель мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов с крупными налогоплательщиками путем своевременного реагирования и предупреждения осуществления ими рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства, которое контролируют налоговые органы, - говорит Юрий Ефремов, адвокат юридической компании "Хренов и партнеры". - То есть в режиме реального времени налоговый орган, весьма вероятно, сможет рекомендовать, с кем из контрагентов следует заключать сделки, а с кем не стоит, что, по сути, является нарушением свободы договора, невозможности осуществления предпринимательской деятельности на свой страх и риск и прямым вмешательством властных структур в хозяйственную деятельность налогоплательщика".
В период действия соглашения в отношении компании налоговые органы будут не вправе проводить выездные налоговые проверки, за исключением отдельных ситуаций. Например, в случае невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа или представления уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога в размере, меньшем ранее заявленном.
Как следует из смысла законопроекта, в процессе налогового мониторинга налоговый орган формирует мотивированную позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, и если предприниматель не согласен с выводами, то предусмотрена взаимосогласительная процедура. "Ее проведение предполагает, что налоговый орган и налогоплательщик действуют на основании взаимного доверия и открытости. Если сказать проще, то налогоплательщик будет договариваться с налоговой инспекцией о том, сколько налогов ему следует заплатить, - отмечает Юрий Ефремов. - Полагаю, что он должен самостоятельно определиться, нужна ли ему постоянная налоговая проверка, или, наоборот, специфика деятельности предусматривает постоянное возникновение спорных ситуаций, требующих немедленного разрешения".
Для развития крупного бизнеса и инвестиционного климата страны в целом предложенная новация будет иметь серьезное значение. Но есть некоторые вопросы, ответы на которые хотелось бы получить до принятия законопроекта в окончательном виде. Так, за период действия соглашения о расширенном информационном взаимодействии налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки. Но в случае получения информации о совершении налогового правонарушения проверка допускается. "Не будут ли этой возможностью налоговые органы злоупотреблять? Какая именно информация будет являться основанием для назначения проверки?" - вопрошает Роман Самилло.
Кроме того, не совсем ясен вопрос с консолидированными группами налогоплательщиков. Согласно законопроекту их лишат права применять процедуру налогового мониторинга. Однако в пилотном проекте по внедрению института налогового мониторинга - к слову, признанном успешным, - участвовали в том числе компании, зарегистрированные в качестве консолидированных групп налогоплательщиков. Становятся не совсем понятны причины, по которым выбраны критерии компаний, которые вправе заключать соглашение с налоговым органом.
Впрочем, ко второму чтению планируется уточнить критерии налогоплательщиков, а также их права и обязанности. Должны быть конкретизированы виды и суть проводимых налоговым органом контрольных мероприятий, а также порядок документального оформления результатов налогового мониторинга.
Российская газета

10.07.2014
 





Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)