на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Высший арбитражный суд собрал известных правоведов, чтобы прояснить правила составления договоров по новым нормам Гражданского кодекса. Один из главных вопросов: когда сделки можно признавать ничтожными из-за обмана или кабальных условий.
Высший арбитражный суд собрал известных правоведов, чтобы прояснить правила составления договоров по новым нормам Гражданского кодекса. Один из главных вопросов: когда сделки можно признавать ничтожными из-за обмана или кабальных условий. Если нас вынудили подписать заранее невыгодный договор, имеем ли мы право на защиту?
Эти вопросы обсуждались на научно-практической конференции "Изменение гражданского законодательства и судебная практика: взаимное влияние", которая прошла в Туле. Кроме того, пленум Высшего арбитражного суда России подготовил проект постановления "О свободе договора и ее пределах". В этом документе, в частности, упоминаются и обременительные условия, из-за которых сделку можно расторгнуть. Допустим, договор был разработан одной из сторон в свою пользу, а другую сторону просто поставили перед фактом: или подписывай, или до свидания. Такое часто бывает и с простыми гражданами, например, в банках, и с предпринимателями. Если подпись все-таки поставлена, можно ли вернуть ее назад, когда сделка оказалась непосильной? "Да", говорится в проекте постановления пленума. Впрочем, документ вызвал большие споры. Председатель Высшего арбитражного суда России Антон Иванов даже предложил направить документ на согласование в Верховный суд страны, так как тема касается всех - и обычных граждан, и предпринимателей.

Суд не разорвет сделку, где человек был неосмотрителен. Допустим, если он что-то купил в темном переходе
А на научной конференции в Туле известные правоведы обсудили новации Гражданского кодекса, связанные с договорами. Как уже писала "РГ", новые положения значительно расширяют защиту от обмана и кабальных условий при сделках. Если человека ввели в заблуждение и продали ему что-то дорогое и ненужное, он может повернуть ситуацию вспять, сделав так, будто ничего не было. На юридическом языке это называется "признать сделку ничтожной".

Однако для правоведов важно разработать четкие критерии, когда суду нельзя закрывать глаза на обман, а когда с этим вполне можно смириться, ведь у покупателя и своя голова на плечах должна быть. "Вы покупаете айфон в переходе у человека, который очень странно выглядит, - рассказывали участники конференции, проведенной Высшим арбитражным судом. - Вы не сможете в суде доказать свою добросовестность. Правопорядок такого поддержать не может. Должна быть разумная степень осмотрительности".

Интересно, что у нас защититься от обмана в каком-то смысле проще, чем в Европе. "В Европе доказать обман сложнее, чем заблуждение, потому что там в судах надо доказывать умысел одной из сторон, - рассказывали участники конференции. - У нас же подобная норма работает, часто суды не разбираются, умышленно ли ответчик обманул истца или нет". Бывает достаточно уже того, что кто-то заблуждался. Как пояснили представители Высшего арбитражного суда, есть несколько критериев, при наличии которых такие сделки можно разрывать. Например, заблуждение должно быть существенным. При этом покупатель должен все-таки соблюдать разумную осмотрительность.

Впрочем, сделку можно разорвать не только из-за обмана, но и по причине ее кабальности. Чтобы признать договор кабальным, должны совпасть три критерия: невыгодность, тяжелые обстоятельства, вынудившие одну сторону пойти на сделку, и умысел другой стороны.

Российская газета

20.02.2014