на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны были размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение.

С 15 апреля 2013 года все федеральные органы исполнительной власти обязаны были размещать на regulation.gov.ru информацию о подготовке законопроектов и организовывать их общественное обсуждение. Последнее проходит четыре стадии: уведомление о начале работы, размещение текста законопроекта, оценка регулирующего воздействия (ОРВ, антикоррупционная экспертиза и обсуждение) и принятие акта.
Исследование: замечания экспертов редко учитываются при подготовке законопроектов
Сайт regulation.gov.ru, на котором ведомства размещают проекты будущих законов для общественного обсуждения и так называемого нулевого чтения, не справляется с возложенной на него функцией. К такому выводу пришли в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства. За три года на разработку ресурса было потрачено около 8 млн руб., и в начале февраля правительство вновь вернется к вопросам усовершенствования действующего механизма общественной экспертизы законопроектов.
За три года, которые ушли на разработку, портал успел сменил пять подрядчиков и обошелся бюджету примерно в 8 млн руб., подсчитали в Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). Эксперты института считают, что в итоге ресурс все же не справляется с возложенными на него функциями. Прежде чем писать законопроект, его авторы должны удостовериться в его нужности. Они размещают на сайте уведомление о начале работы и еще на стадии идеи написания проекта должны собирать суждения о нем от всех желающих. Но проанализировав материалы, опубликованные на ресурсе во второй половине 2013 года, исследователи пришли к выводу, что к моменту появления уведомления, как правило, уже почти готов и текст будущего закона. «Это значит, что само уведомление и его обсуждение для разработчиков - формальность, - говорит заместитель гендиректора НИСИПП Олег Шестоперов. - Из самих уведомлений обычно невозможно понять ни проблему, ни предлагаемое разработчиком решение».
Эксперт НИСИПП Татьяна Рукавишникова вспоминает, как отправила по электронной почте свой отзыв на законопроект Минтранса о безопасности дорожного движения. «Ни одно из трех моих предложений не было учтено. Исправить ошибку пока так и не удалось, а срок консультаций подходит к концу, - говорит она. - Вместо сводного отчета, без которого нельзя начать консультации, на сайте висит только автоматическая сводка с предложениями, полученными только через сайт».
Более 60% проектов актов обсуждаются без стадии уведомления, на общественную экспертизу в среднем уходит 15 календарных дней, а этого «недостаточно для эффективной организации и фиксации результатов круглых столов и совещаний», уверен г-н Шестоперов. «За это время бывает сложно получить отклик профессиональных экспертов, которые должны погрузиться в документ, сформулировать свою позицию, обсудить его коллегиально и после этого выдвинуть предложения», - подтверждает исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский.
«Пока министерствам не хватает опыта по участию и взаимодействию при обсуждении принимаемых нормативных актов. Многие заполняют документы формально, не пытаются вникнуть в суть регулируемых отношений, а только соблюдают форму. К сожалению, мнение делового сообщества не всегда учитывается», - сетует эксперт «Деловой России» по ОРВ Александр Молотников.
Чтобы общественное обсуждение законопроектов устоялось как институт, необходима ломка сознания самих чиновников, «формирование у самого ведомства потребности обсудить проблему и идеи по ее решению», прокомментировали исследование в департаменте оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития: «Можно сказать, что это перестройка всей системы законодательства. А шесть месяцев, конечно, недостаточный срок для такого процесса». Вопрос несогласованности действий ведомств выходит далеко за рамки обсуждения ОРВ, отмечают в министерстве, что естественно, ведь «их полномочия лежат в разных плоскостях, и каждый смотрит с точки зрения своего функционала».
В президентском послании Федеральному собранию в декабре 2013-го Владимир Путин еще раз напомнил, что все законопроекты, ключевые государственные решения и стратегические планы «должны проходить гражданское «нулевое» чтение с участием НКО и других институтов гражданского общества». К 1 февраля 2014 года правительство должно представить предложения по совершенствованию этого механизма. Соответствующие предложения готовит открытое правительство с учетом выводов исследования НИСИПП.
РБКdaily

 

21.01.2014
 





Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)