на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Минэкономразвития России хочет сократить перечень сделок, требующих согласия акционеров. Поправки закроют лазейку, позволяющую уклоняться от выкупа акций у миноритариев.

Минэкономразвития России хочет сократить перечень сделок, требующих согласия акционеров. Поправки закроют лазейку, позволяющую уклоняться от выкупа акций у миноритариев. Проект поправок в закон об акционерных обществах размещен на едином портале раскрытия информации. Минэкономразвития предлагает расширить перечень сделок, не требующих одобрения акционеров.
Минэкономразвития заступилось за миноритариев
Оно необходимо, если сделка признается крупной (более 25% балансовой стоимости активов) или возникает конфликт интересов (руководство компании формально аффилировано с другой стороной). Если сделка заключена без такого согласования, акционеры могут ее оспорить.
Это правило распространяется и на случаи обязательной оферты по выкупу акций, отмечает замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин: ее должны одобрить акционеры покупателя. А он обязан выставить оферту, если в результате сделки его доля превышает порог в 30, 50 и 75% капитала.
Минэкономразвития предлагает исключить требование об одобрении обязательной оферты. Это защитит миноритариев поглощаемой компании, считает Распутин: покупатели часто ссылаются на то, что крупная сделка не одобрена акционерами, чтобы уклониться от обязательного выкупа. В кризис 2008 г. при сделках M&A покупатели пытались избежать финансовых потерь, объясняет Распутин: активы подешевели, а оферта должна быть выставлена по цене, которая сформировалась за последние полгода.
Оспаривая оферту, акционеры не всегда действуют недобросовестно, заступается руководитель корпоративной практики юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский: случается, что поглощение компании не требует одобрения акционеров покупателя и в результате они должны нести потери из-за оферты.
Есть более простые способы уклонения от оферты, замечает топ-менеджер энергетической компании, например, в течение 35 дней (срок, который дается на выставление оферты) можно разбить пакет на более мелкие и распределить их между формально не аффилированными компаниями или передать в доверительное управление.
Минэкономразвития также хочет поменять критерии крупных сделок. Стоимость продаваемого имущества оно предлагает определять по наибольшему показателю - балансовой стоимости или цене в контракте. А при покупке - только по цене. Главный вопрос - как определить фактическую аффилированность сторон сделок - Минэкономразвития своим законопроектом не решает, резюмирует Распутин.
Ведомости 11.12.2013

Конфликт интересов в АО жесткостью не лечится
Минэкономики предлагает либерализовать порядок заключения сделок с заинтересованностью
Минэкономики представило проект изменений в законодательство, описывающее оформление советами директоров АО сделок с заинтересованностью и крупных сделок. С советов снимается необходимость формального одобрения ряда видов подобных сделок. Для АО вводится возможность определять крупные сделки, исходя из рыночной, а не балансовой стоимости актива, и возможность предварительного одобрения сделок. По мнению экспертов, Минэкономики идет в либерализации таких сделок дальше, чем Высший арбитражный суд. В свою очередь, в министерстве предупреждают, что без усиления материальной ответственности советов директоров перед акционерами АО схема работать не будет.
Как пояснили "Ъ" в Минэкономики, целью разработки проекта поправок к законам "Об АО" и "Об ООО", подготовленного в соответствии с "дорожной картой" по созданию международного финансового центра в России, является коррекция правил одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Минэкономики решает две внешне противоположные задачи. С одной стороны, действующие правила относят к сделкам с заинтересованностью и к крупным сделкам очень большое число трансакций компаний, в том числе согласования совета директоров требуют сделки АО с единственным акционером. С другой стороны, действующие требования к согласованию таких сделок малоэффективны и легко обходимы. В силу этого баланс интересов в АО и ООО, теоретически заложенный в закон, в корпоративной практике зачастую не работает (см. "Ъ-Онлайн").
В Минэкономики не скрывают, что решение проблемы видят в общей либерализации схемы согласований советом директоров подобных сделок и более гибких требованиях к содержанию соответствующих решений, вплоть до "рамочного" одобрения сделок.
Партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Дмитрий Терентьев полагает, что наиболее значимое из предложений - изменение понятия крупной сделки, ее размер сможет определяться теперь не только по балансовой, но и по рыночной стоимости активов. "Это увеличит количество сделок, которые будут считаться крупными, и затруднит недобросовестным директорам вывод имущества из компании". Независимый директор Александр Молотников констатирует, что институт крупных сделок с заинтересованностью "всегда являлся механизмом торга между миноритариями и менеджментом компании, мажоритариями": поправки Минэкономики усложнят выведение крупных сделок из режима согласования. Впрочем, руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП Сергей Елин полагает, что сейчас в значительной степени проблема снимается тем, что "большинство банков отказывается кредитовать сделку, если в контракте не показывается полная ее сумма".
Отметим, проблему сделок с заинтересованностью в ноябре обсуждал на пленуме Высший арбитражный суд, и в проекте его постановления (см. "Ъ" от 3 декабря) тоже говорится о том, что размер сделки можно определять не только по балансовой, но и по рыночной цене имущества. Однако суд явно несколько склоняется в сторону защиты интересов миноритариев. Минэкономики предлагает более широко, чем ВАС, определять сделки, осуществляемые на регулярной основе,- им, согласно поправкам, не потребуется одобрение совета директоров.
Именно такие сделки (например, по покупке сырья у холдинга) часто атакуются миноритариями в судах. Впрочем, как пояснили "Ъ" в Минэкономики, новые нормы должны работать вместе с поправками к законам об АО, ООО и к Гражданскому кодексу, усиливающими ответственность контролирующих лиц за убытки, вызванные их действиями в условиях конфликта интересов - законопроекты ожидают второго чтения в Госдуме.
Газета Коммерсантъ

 

11.12.2013