на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Правительство устраняет последние формальные препятствия на пути создания мегарегулятора финансового рынка в собственной версии, проект закона о котором готовится ко второму чтению.

Правительство устраняет последние формальные препятствия на пути создания мегарегулятора финансового рынка в собственной версии, проект закона о котором готовится ко второму чтению. Подзабытый параллельный проект закона о мегарегуляторе, внесенный в Госдуму России еще в 2009 году, получил второе отрицательное заключение.

В четверг правительство опубликовало на своем сайте отрицательное заключение на законопроект «О мегарегуляторе финансовых рынков», внесенный в Госдуму группой депутатов в сентябре 2009 года. Правительство напоминает, что еще до внесения в Госдуму, 2 сентября 2009 года, оно уже высказывало замечания к проекту закона, которые оказались неучтенными.
Кто заинтересован в создании мегарегулятора
Будущий мегарегулятор финансового рынка подкорректировал проект закона, который будет регламентировать деятельность его помощников по надзору...

Главной претензией к исторически первой попытке законодательно закрепить мегарегулирование финансовых рынков (см. справку) остается неконституционность такого регулирования, осуществляемого параллельно правительству. «Законопроектом предлагается создать единый федеральный орган регулирования финансовых рынков, имеющий отличную от федеральных органов исполнительной власти систему управления, принятия решений и финансирования и осуществляющий полномочия в сфере финансовых рынков независимо от правительства. Однако согласно пункту «б» части 1 статьи 114 Конституции обеспечение проведения единой финансовой политики возложено на правительство»,— указывается в заключении, где также приводится еще четыре более частных момента, не соответствующих, по мнению Минфина и правительства в целом, различным положениям действующего законодательства. К таким положениям законопроекта относятся порядок лицензирования участников финансового рынка, прекращения полномочий финансовых саморегулируемых организаций, финансирования мегарегулятора и определения его ответственности за вред, причиненный его решениями.

Однако главный аргумент изложен в предпоследнем абзаце текста заключения: «Вместе с тем правительством внесен в Государственную думу разработанный во исполнение подпункта “в” пункта 1 перечня поручений президента Российской Федерации от 12 февраля 2013 года проект федерального закона №249469–6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)”, направленный на создание и обеспечение деятельности единого органа регулирования на финансовых рынках». Проект правительственного закона о мегарегуляторе, разрабатываемый при активном участии ЦБ, 17 мая был принят в первом чтении и уже собирает поправки ко второму, в которых прорабатываются даже такие частные вопросы, как детали будущего функционирования саморегулируемых организаций финансового рынка. А уж такие принципиальные вопросы, как порядок определения «политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка» в проекте закона описаны и подавно: «Банк России во взаимодействии с правительством РФ». В этой ситуации существование другого варианта законопроекта о мегарегуляторе выглядит анахронизмом.

Как создавался финансовый мегарегулятор

Планы по созданию единого ведомства для надзора за финансовыми рынками появились в первой половине 2000-х. В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено «представить свои предложения» по этому вопросу.

В марте 2004 года первым шагом по реализации данной инициативы стало создание Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Предполагалось, что мегарегулятор сформируют на ее основе как коллегиальный и независимый орган. При этом он должен был объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор.

В 2005 году концепция создания мегарегулятора была официально выдвинута ФСФР в проекте «Стратегии развития финансового рынка на 2006–2008 годы». В феврале 2006 года правительство утвердило основные принципы стратегии, однако идея независимости регулятора от исполнительной власти была отвергнута, так же, как и передача ему контроля над банками.

К маю 2007 года из-за противоречий в правительстве процесс обсуждения был практически остановлен, а главный лоббист создания мегарегулятора глава ФСФР Олег Вьюгин ушел в отставку. Сменивший его Владимир Миловидов заявил, что служба «уже сейчас является мегарегулятором» и дополнительные функции ей вряд ли понадобятся.

В апреле 2009 года эту тему вновь поднял помощник президента Аркадий Дворкович, заявивший о целесообразности создания такого института. В сентябре свой законопроект о создании мегарегулятора как саморегулируемой организации участников рынка внесли в Госдуму депутаты-справороссы, однако поддержки он не получил.

В середине декабря 2010 года Минфин обнародовал проект указа президента, предусматривающий создание мегарегулятора на базе подконтрольного главе государства Росстрахнадзора путем присоединения к нему подчиненной правительству ФСФР. В конце месяца, после совещания у президента Дмитрия Медведева, концепция поменялась: предлагалось упразднить уже Росстрахнадзор и передать его функции ФСФР.

4 марта 2011 года Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка», предусматривающий создание мегарегулятора на базе ФСФР.

В конце августа 2012 года по итогам двух правительственных совещаний концепция снова изменилась: прозвучало предложение создать единый надзорный орган за всеми участниками финансового рынка на базе Банка России.

12 сентября 2012 года Минфин официально подтвердил информацию о планах создать мегарегулятор на базе ЦБ с включением в его структуру ФСФР до конца 2013 — начала 2014 годов. В декабре 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев направил президенту Владимиру Путину письмо с соответствующим предложением.

В марте 2013 года Минфин разработал и вывесил на своем сайте для обсуждения проект закона о мегарегуляторе.

2 апреля законопроект внесен в Госдуму, 17 мая принят в первом чтении.

Газета Коммерсант.

 

27.05.2013
 





Ближайшие события


06.05.2024
– предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений о стоимости чистых активов акционерного общества на 31.03.2024

07.05.2024 – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой консолидированной финансовой отчетности за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока ) . ; – предельный срок внесения в ЕФРС (Федресурс) сведений об опубликовании на сайте Годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества за 2023 год (если указанная отчетность была опубликована в последний день отведенного для этого срока)