Уведомления, направляемые эмитентам, обязанным раскрывать ежеквартальные отчеты, в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
7 апреля 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 264-ФЗ, которым были введены требования к акционерам (участникам) эмитентов, обязанных составлять ежеквартальные отчеты, лицам, имеющим право распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал таких эмитентов, а также к юридическим лицам, подконтрольным таким эмитентам, направлять уведомления о прямом либо косвенном владении акциями (долями) таких эмитентов, самим эмитентам и в ФСФР России.
В то же время указанные новеллы фактически не работали до февраля 2012 года, поскольку отсутствовали требования к содержанию, сроку и форме направления соответствующих уведомлений.
3 февраля 2012 года вступило в силу Положение о требованиях к содержанию, форме, сроку и порядку направления таких уведомлений (утверждено Приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-44/пз-н), которое породило массу вопросов у лиц, обязанных направлять такие уведомления.
Итак, кто должен направлять уведомления?
Во-первых, это акционеры (участники) эмитентов, обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты (далее – публичные эмитенты), владеющие 5 и более процентами голосующих акций (долей) публичных эмитентов, - о появлении контролирующих лиц либо об их отсутствии (прекращении контроля).
Во-вторых, это лица, которые прямо либо косвенно имеют право распоряжаться (контролируют) 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал публичных эмитентов, – об изменении доли голосов, которой они имеют право распоряжаться (которую они контролируют), если такая доля становится больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75, 95 процентов от общего числа голосов.
В-третьих, организации (юридические лица), подконтрольные (прямо либо косвенно) публичным эмитентам, о приобретении либо отчуждении любого количества голосующих акций либо АДР/ГДР публичных эмитентов.
Понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольная организация» были введены в законодательство также Федеральным законом № 264-ФЗ. Так, согласно внесенным изменениям, контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
В идеальной ситуации самым последним контролирующим лицом у акционера (участника) публичного эмитента будет конечный бенефициар при условии, что он имеет право распоряжаться прямо или косвенно более чем 50% голосов в таком акционере (участнике) либо имеет право избирать (назначать) руководителя (единоличный исполнительный орган) и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления такого акционера (участника).
В то же время нельзя поставить знак равенства между понятиями «контролирующее лицо» и «конечный бенефициар», т.к. понятие «контролирующее лицо» трактуется гораздо шире и включает в себя, помимо «конечного бенефициара», также и юридических лиц, посредством которых осуществляется такой контроль.
Например, на схеме:
конечным бенефициаром по отношению к обществу 3 будет указанное на схеме физическое лицо, а вот «контролирующими лицами» по отношению к обществу 3 будут признаваться как физическое лицо, так и общество 1 и общество 2.
На приведенной схеме Общество 3 обозначено как раскрывающее ежеквартальные отчеты (публичный эмитент).
В соответствии с п.19 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Общество 2 в случае появления у него нового контролирующего лица либо в случае прекращения оснований контроля над ним у физического лица или Общества 1, обязано направить такое уведомление Обществу 3 и в ФСФР России.
В соответствии с п. 20 ст.30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в случае, если у физического лица, либо Общества 1, либо Общества 2 доля в голосах, которую они контролируют (прямо либо косвенно) в Обществе 3, переходит вниз либо вверх через порог 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 ,95%, они обязаны уведомить об изменении такой доли Общество 3 и ФСФР России.
Например, если доля Общества 2 в Обществе 3 увеличится с 5% до 11% (перейдет через порог 10%), Общество 3 должно будет получить три уведомления об изменении доли, которой имеют право распоряжаться и физическое лицо, и Общество 1 – косвенно, и Общество 2 – прямо.
ФСФР России решила не ограничиваться вышеперечисленными нормами, и в соответствии с п.2 Приказа ФСФР России № 11-44/пз-н, в срок не позднее 90 дней с даты вступления в силу (т.е. не позднее 03.05.2012) должны были быть направлены следующие уведомления (в адрес публичных эмитентов и ФСФР России) следующими лицами:
- ационерами-пятипроцентниками публичных эмитентов – уведомления о наличии у них контролирующих лиц либо об их отсутствии (Приложение 1 к Приказу);
- лицами, имеющими право прямо или косвенно распоряжаться более 5% голосов в публичных эмитентах – уведомление о контролируемой ими доле голосов (Приложение 2 к Приказу).
То есть на схеме:
Общество 2 должно было направить в Общество 3 и ФСФР России по два уведомления – одно о своих контролирующих лицах, а другое о наличии права распоряжаться более чем 5% голосов.
Общество 1 и физическое лицо должны были направить по одному уведомлению в Общество 3 и ФСФР России – о наличии права косвенно распоряжаться более чем 5% голосов.
По сути, ФСФР России планировала получить на дату вступления в силу норм по раскрытию «конечных бенефициаров», «истинную картину мира» - то есть кто как, и кем владеет, ну а дальше уже в текущем режиме получать обновления этой информации.
Еще одно важное понятие, введенное для целей раскрытия информации – это «подконтрольная организация». В соответствии с определением из закона, «Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.»
Понятие «подконтрольная организация» может трактоваться шире, чем «дочернее общество», хотя и статья 105 ГК РФ предусматривает возможность отнесения организации к дочерним по основаниям иным, чем преобладающее участие или наличие договора, что позволяет сделать вывод, что так называемая на юридическом сленге «внучка» на самом деле не «внучка», а «дочка» - поскольку основное общество определяет условия ведения ею деятельности «иным образом», через косвенный контроль. Но в то же время каждый специалист вправе читать по-своему статью 105 ГК РФ, а вот понятие «подконтрольная организация» определяет круг таковых организаций несколько более четко.
Например, на схеме:
В соответствии с п. 21 ст.30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Общества 2, 3 и 4, являясь подконтрольными для Общества 1, в случае приобретения или отчуждения хотя бы одной акции Общества 1 обязаны уведомить о данном факте Общество 1 и ФСФР России.
Таким образом, кроме раскрытия конечных бенефициаров, была предпринята попытка сделать прозрачной ситуацию с псевдоказначейскими акциями, поскольку по сути голосами по таким акциям распоряжается менеджмент компании, и в соответствии с п.2 Приказа ФСФР России № 11-44/пз-н, в срок не позднее 90 дней с даты вступления в силу (т.е. не позднее 03.05.2012) все подконтрольные публичным эмитентам организации должны были направить (в адрес публичных эмитентов и ФСФР России) уведомления о количестве голосующих акций или АДР, которыми они владеют, либо об ОТСУТСТВИИ у них таких акций или АДР.
С учетом того, что на приведенной схеме Общества 3 и 4 могут ВООБЩЕ НИЧЕГО не знать об Обществе 1 как о контролирующем лице, с моей точки зрения не направление уведомлений от Обществ 3 и 4 в Общество 1 не обязательно является нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Вместе с тем, если из фактических обстоятельств будет установлено, что Общества 3 и 4 совершали определенные действия (предоставляли информацию по запросу, получали обязательные указания и (или) совершали сделки во исполнение обязательных указаний, согласовывали свои действия и (или) сделки и т.п.), основываясь на том, что Общество 1 является их контролирующим лицом, отсутствие уведомлений, направленных Обществами 3 и 4, может повлечь привлечение их к административной ответственности.
Уведомления направляются на бумажном и электронном носителе (формат уведомления на электронном носителе пока не регламентируется) в ФСФР России и публичному эмитенту.
На момент подготовки материала все уведомления должны направляться именно в центральный аппарат ФСФР России, но 5 мая 2012 года Минюст России зарегистрировал Приказ ФСФР России от 26.01.2012 № 12-5/пз-н, в соответствии с которым уведомления по кредитным организациям и эмитентам «федеральной группы» (эмитентам, для которых регистрирующим органом по любой их эмиссии является ФСФР России) должны будут направляться в центральный аппарат, а по остальным – в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, который в установленном порядке осуществляет свою деятельность на территории, являющейся местом нахождения такой организации.
В случае, если эмитент по территориальной подведомственности относится к РО ФСФР в ВСР (г. Иркутск), РО ФСФР в ЮЗР (г. Орёл), РО ФСФР в ПР (г. Краснодар), РО ФСФР в ЦСР (г. Красноярск), при направлении уведомлений необходимо учесть, что вышеуказанные территориальные органы распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 501-р исключены из схемы размещения территориальных органов ФСФР России. Следовательно, до конца лета можно ожидать официальной ликвидации данных региональных отделений и передачи территорий в подведомственность РО ФСФР в СФО (г. Новосибирск), РО ФСФР в ЦФО (г. Москва) и РО ФСФР в ЮФО (г. Ростов-на-дону).
Уведомления направляются в 10-дневный срок с даты:
уведомление о контролирующих лицах, направляемое акционером публичного эмитента, – с момента, когда он узнал о появлении котролирующего лица либо о прекращении такого контроля, а в случае, если лицо становится владельцем 5% и более процентов голосующих акций (долей) – с момента, когда такое лицо узнало о приобретений акций (долей);
уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов публичного эмитента – с момента, когда лицо узнало о получении им такого права либо об изменении подконтрольной ему прямо либо косвенно доли голосов в публичном эмитенте;
уведомление о приобретении/отчуждении акций либо АДР публичного эмитента – с момента, когда подконтрольная организация узнала о приобретении/отчуждении акций или АДР публичного эмитента.
П. 1.5 нормативного акта допускает возможность направления уведомлений только в электронном виде через информационное агентство, которое уполномочено ФСФР России на проведение действий по раскрытию информации. В то же время у нас как у информационного агентства есть сомнения в юридической значимости подобных уведомлений с учетом того, что в механизм взаимодействия агентств с клиентами пока не встроена ЭЦП, поэтому ЗАО Интерфакс внедрение подобного сервиса в ближайшее время не планирует.
В связи с тем, что уведомления должны направляться также и участниками публичных ООО (ООО, раскрывающих ежеквартальные отчеты), при заполнении уведомлений в отношении ООО есть своя специфика:
- в поле «Количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, право распоряжаться которыми имеет участник (акционер) эмитента, штук/процентов», количество голосов, приходящихся на долю в уставном капитале ООО, указывается в штуках исходя из принятой в данном ООО практики проведения общих собраний участников и полсчета голосов;
- в поле «Фактор (факторы), под действием (влиянием) которого (которых) общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента, не соответствует общему числу размещенных (находящихся в обращении) обыкновенных акций эмитента» рекомендуется указывать «такие факторы отсутствуют»;
- в поле «Доля голосов, приходящихся на голосующие акции, составляющие уставный капитал эмитента, право распоряжаться которыми имеет участник (акционер) эмитента с учетом/без учета действия (влияния) указанного фактора (факторов), процентов» рекомендуется указывать «Не применимо в связи с отсутствием влияния указанных факторов»;
- в полях «Категория (тип) акций, которыми владеет акционер эмитента» и «Количество акций каждой категории (типа), которыми владеет акционер эмитента, штук/процентов» рекомендуется указывать «Не применимо в связи с тем, что эмитент не является акционерным обществом»;
В разделе «Сведения о лице, которое контролирует/у которого прекратились основания для контроля участника (акционера) эмитента» из общего смысла требований Приказа ФСФР России № 11-44/пз-н следует указывать только самого «верхнего» из известных акционеру (участнику) эмитента контролирующих лиц. (Таких лиц может быть несколько при наличии у них заключенного акционерного соглашения).
Далее по данному лицу необходимо указать код вида контроля – прямой или косвенный. На приведенной схеме:
Уведомление о контролирующих лицах в Общество 4 направляет Юрлицо 3. У юрлица 3 «верхним» контролирующим лицом является Лицо 1, при этом оно владеет долей в 5% в Юрлице 3 напрямую, а косвенно, через Юрлицо 2, еще 49%.
Какие признаки контроля – прямой, косвенный или оба необходимо указывать для Лица 1 в поле «Код вида контроля»? Я полагаю, что поскольку далее в поле «Общее количество голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал участника (акционера) эмитента, право распоряжаться которыми имеет лицо, контролирующее участника (акционера) эмитента, штук/процентов» необходимо указывать именно совокупную долю в Юрлице 3, контролируемую Лицом 1, то следует указывать оба код вида контроля – как прямой, так и косвенный, поскольку одну часть СОВОКУПНОЙ доли лицо 1 в Юрлице 3 контролирует ПРЯМО, а другую часть - КОСВЕННО.
После кода вида контроля необходимо указать код основания для осуществления или прекращения контроля. В описанном примере Лицо 1 по большей части контролирует Юрлицо не непосредственно, а через Юрлицо 2. В связи с этим у многих при составлении уведомления возникает вопрос в корректности выбора основания контроля «Участие/прекращение (снижение доли) в уставном капитале организации» в связи с тем, что НАПРЯМУЮ Лицо 1 в Юрлице 3 участвует только на 5% (а в других ситуациях вообще не имеет прямого участия). Тем не менее, рекомендую выбирать именно основание «Участие/ прекращение (снижение доли) участия в уставном капитале организации», поскольку в данной ситуации ФСФР России учитывает и косвенное участие, а другие основания контроля совсем не подходят к описанной модельной ситуации.
Последний требуемый код – «Код признака контроля». В справочнике кодов в Приложении 5 к нормативному акту фигурируют три признака контроля:
- «Наличие права распоряжаться более 50 процентами голосов в высшем органе управления организации»;
- «Наличие права назначать (избирать) единоличный исполнительный орган»;
- «Наличие права назначать (избирать) более 50% состава коллегиального органа управления организации».
Во многих уведомлениях, отправленных акционерами публичным эмитентам, по «верхнему» контролирующему лицу указаны все три признака – поскольку, логически рассуждая, если какое-то лицо контролирует организацию, через прямое или косвенное участие у уставном капитале, то оно же может провести своего кандидата как единоличного исполнительного органа и сформировать коллегиальный орган управления. Вместе с тем, следует учитывать, что вопрос об избрании единоличного исполнительного органа уставом публичного эмитента может быть не отнесен к компетенции высшего органа управления – общего собрания акционеров (участников). В этом случае наличие у контролирующего лица права распоряжаться более 50 процентами голосов, автоматически не приводит к получению права избирать единоличный исполнительный орган публичного эмитента. Также возможна ситуация, в которой у публичного эмитента вообще отсутствует коллегиальный орган управления (как совет директоров (наблюдательный совет), который не является обязательным для ООО и при определенных условиях может не создаваться и в АО, так и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), который не является обязательным ни для ООО, ни для АО). В такой ситуации получение контролирующим лицом права распоряжаться более 50 процентами голосов также автоматически не приводит к получению им права избирать более 50 процентов состава коллегиального органа управления. Однако в подавляющем большинстве случаев, когда в публичном эмитенте предусмотрено избрание совета директоров (наблюдательного совета) и вопрос образования единоличного исполнительного органа отнесен к компетенции общего собрания акционеров (участников), по контролирующему лицу следует указывать все три кода признака контроля. Возможна также и обратная ситуация, в которой контролирующее лицо на основании, например, акционерного соглашения, получает только право избрать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления. При этом право распоряжаться более 50 процентами голосов по всем вопросам компетенции высшего органа управления публичного эмитента у контролирующего лица отсутствует. Вопрос о том, необходимо ли в ситуациях, когда лицо на основании договора получает право распоряжаться голосами не по всем, а лишь по отдельным вопросам компетенции общего собрания акционеров (участников) публичного эмитента, указывать код первого признака контроля, остается пока открытым.
В следующем разделе уведомления «Сведения об организациях, через которых лицо, контролирующее участника (акционера) эмитента, осуществляет косвенный контроль над участником (акционером) эмитента» на примере схемы:
в уведомлении о контролирующих лицах, которое Юрлицо 3 направляет Обществу 4, необходимо указать информацию о Юрлице 2, через которое Лицо 1 контролирует косвенно Юрлицо 3.
Уведомление о праве распоряжаться определенным количеством голосов
При заполнении раздела «Сведения о лице, которое получило или у которого прекратилось право распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента» содержит информацию об уведомителе. И для лица, направляющего уведомление, необходимо указать «Код вида права распоряжения голосами» и «Код основания для распоряжения голосами» в соответствие с Приложением №5. В то же время таблиц, содержащих соответствующие коды, на первый взгляд в Приложении №5 нет.
Для заполнения поля «Код вида права распоряжения голосами» необходимо использовать коды из таблицы Приложения №5 «Значения кодов вида контроля», а поля «Код основания для распоряжения голосами» - из таблицы Приложения №5 «Значения кодов оснований для осуществления/прекращения контроля». Дело в том, что в Приложении №5 понятие «контроль» в названиях таблиц имеет более широкое значение, чем «контрольный пакет» - то есть под «контролем» следует понимать «контроль над определенным количеством голосов».
Подписание уведомлений
В случае, если уведомление направляется от имени юридического лица и подписывается не единоличным исполнительным органом (законным представителем юридического лица), а уполномоченным лицом, действующим на основании доверенности, в уведомлении должны быть заполнены сведения о таком лице, среди которых - место жительства (страна, город/населенный пункт – полный адрес указывать не нужно), почтовый адрес (в качестве которого, например, можно указать адрес, по которому находится уведомитель – юридическое лицо), реквизиты доверенности – для того, чтобы при необходимости можно было бы проверить наличие полномочий у данного лица.
Авторы – Оленьков Д.Н., директор Службы раскрытия информации ЗАО Интерфакс
Филимошин П.М., заместитель руководителя управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России
14.09.2012