Компании, не перешедшие на электронный документооборот, рискуют «утонуть» в горах макулатуры. Высший арбитражный суд России может создать прецедент, после которого компании, переносящие зачет убытков по налогу на прибыль на десять лет вперед, должны будут сохранять первичную документацию. Если налоговый спор в ВАС разрешится в пользу государства, то срок хранения отчетности может возрасти и до 13 лет, предупреждают юристы.
Компании заставят хранить первичные документы десятилетней давности Сегодня Высший арбитраж поставит точку в споре ФГУП «Государственная корпорация организации воздушного транспорта в РФ» с управлением ФНС по Москве. ВАС впервые рассматривает дело о праве налогоплательщиков переносить полученные убытки на десять лет вперед. По словам старшего партнера «Пепеляев Групп» Рустема Ахметшина, льгота (возможность временно не платить налог на прибыль до покрытия всех убытков) предоставляется предприятиям, деятельность которых только начинается и требует больших инвестиций. В 2006 году госкорпорация присоединила к себе ФГУП. Из-за реорганизации у предприятия возник убыток, на размер которого компания уменьшила налоговую базу по налогу на прибыль. После повторной налоговой проверки осенью 2010 года инспекторы доначислили предприятию почти 5 млнруб. налога на прибыль за 2006 год на основании отсутствия первичных документов. Предприятие отменило решение ФНС в судах трех инстанций. Ему удалось доказать, что обязанности хранить первичку более пяти лет законом не предусмотрено. Но в итоге ВАС может встать на сторону ФНС: в своей предварительной позиции суд усомнился в том, что в такой ситуации можно не предоставлять инспекторам первичную документацию. Судьи сослались на практику Поволжского и Западно-Сибирского кассационных судов, решивших аналогичные дела в пользу ФНС. При этом в московском регионе примерно 90% таких споров решены в пользу бизнеса. Из-за неопределенности в НК суду предстоит разобраться, какими документами в ходе выездной проверки необходимо подтверждать подобный убыток, комментирует г-н Ахметшин. По его мнению, для этой цели достаточно налоговых деклараций и регистров. Налоговая декларация — это документ, который проверяется и подтверждается налоговым органом при камеральных проверках, поэтому она может подтверждать понесенный убыток, размышляет старший юрист Sameta Евгений Новичихин. Решение ВАС в пользу ФНС не только будет означать законность выездной проверки «за десять лет назад», но и заставит налогоплательщиков хранить все первичные документы в течение 13 лет, так как срок выездной проверки по НК оставляет три года, опасается г-н Ахметшин. Источник, близкий к ФНС, пояснил, что период хранения документов может ограничиваться сроком, когда та или иная хозяйственная операция уже проверена инспекторами. «Ни одна цифра в декларации не может быть взята из воздуха, за исключением ситуаций, подразумевающих расчетный метод исчисления налога. Пока факт подтверждения не случился, у налогоплательщика нет оснований выбрасывать документы», — отметил собеседник РБК daily. По словам члена ОКЮР Константина Соловьева, крупный бизнес предпочитает осторожный подход во взаимодействии с ФНС. «У него первичные документы хранятся на протяжении более длительного срока, чем установлено НК, поскольку такие документы могут потребоваться как для обоснования убытков, так и в процессе рассмотрения не только налоговых, но и трудовых, и антимонопольных дел», — говорит он. Если сегодня арбитры поддержат позицию налоговых органов, то это приведет к некоторому увеличению издержек бизнеса на хранение документов, прогнозирует г-н Соловьев. Такой подход мог бы стимулировать развитие электронного документооборота, предполагает он. Официальные представители ФНС и ФГУП сочли некорректным комментировать РБК daily ситуацию до вынесения судом решения по спору. РБКdaily 24.07.2012