на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет освободить средний бизнес от обязанности уведомлять службу о проведении сделок, потенциально способных ограничить конкуренцию. В ФАС пришли к выводу, что такой уведомительный контроль неэффективен, тогда как

 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет освободить средний бизнес от обязанности уведомлять службу о проведении сделок, потенциально способных ограничить конкуренцию. В ФАС пришли к выводу, что такой уведомительный контроль неэффективен, тогда как затраты бизнеса довольно существенны. Эксперты считают инициативу службы разумной.

 

Ведомство предлагает исключить из закона "О защите конкуренции" статью 30, в которой речь идет об обязанности бизнеса уведомлять службу о создании компании, слиянии с другой структурой либо покупке долей в течение 45 дней с момента события. Фактически статья 30 касается только среднего бизнеса — компаний, стоимость активов или годовой оборот которых превышает 400 млн руб., но менее 10 млрд руб. Сейчас для этой категории действует уведомительный порядок совершения сделок, потенциально способных ограничить конкуренцию. Крупный бизнес (компании с активами или годовым оборотом более 10 млрд руб.), согласно закону, обязан получать предварительное согласие ФАС на такие сделки. При этом для подачи уведомления требуется такой же пакет документов (20 видов), как и для подачи ходатайства об одобрении сделки. 

Эффективность уведомительного контроля сделок экономической концентрации остается "весьма низкой", констатируется в пояснительной записке к проекту поправок в закон о конкуренции. В 2011 году ФАС рассмотрела 2,1 тыс. уведомлений о совершении сделок, при этом предписания были выданы лишь в 14 случаях. "Мы получаем в год примерно в три раза больше ходатайств, чем уведомлений, поскольку бизнес заинтересован получить наше точное согласие по той или иной сделке,— рассказал "Ъ" начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич.— Кроме того, когда нам присылают уведомление, это означает, что сделка уже произошла, поезд ушел. И если мы видим какое-то нарушение, нам остается только выдать предписание о неповторении такого нарушения в будущем либо идти в суд и требовать отмены сделки. Однако судебное разбирательство — это очень тяжелое оружие, и в данном случае, когда речь идет о сравнительно небольших активах, применять его неразумно". 

"В подавляющем большинстве случаев подача уведомления является лишь формальной процедурой и, по сути, никак не влияет на возможность государства осуществлять эффективный контроль за экономической концентрацией в сегменте так называемого среднего предпринимательства",— согласен партнер юридического департамента Ernst & Young Сергей Стефанишин. Ведь максимум, что грозит компании на практике — это получить штраф за не представленное в срок уведомление. При этом компаниям приходится тратить довольно много усилий на сбор документов и предоставление информации в антимонопольный орган. Поэтому отмена обязательных уведомлений, по мнению господина Стефанишина, "будет в полной мере способствовать снижению административной нагрузки на бизнес, что, в свою очередь, может оказать положительный эффект на деловой климат в России и ее инвестиционную привлекательность". Параллельно снизится нагрузка и на саму антимонопольную службу, что позволит ей сосредоточиться именно на тех сделках и действиях, которые действительно могут повлиять на состояние конкуренции в российской экономике. 

 Коммерсантъ

24.05.2012
 





Ближайшие события


03.12.2024
– День юриста

20.12.2024 – День рождения «РКЦ» – нам 23 года!