Зарплата руководителей акционерных обществ с долей государства или муниципалитета выше 25 процентов должна зависеть от минимальной оплаты труда в компании.
Ввести такую систему предлагает группа депутатов, подготовив поправки в Закон "Об акционерных обществах". Госдума планирует рассмотреть их уже 15 мая.
Если в коллективе, например, более десяти тысяч сотрудников, а наименьшая зарплата 10 тысяч рублей в месяц, то глава фирмы не может получать более 160 тысяч. В зависимости от числа работников этот разрыв должен составлять 10-16 раз, говорится в законопроекте (см. таблицу).
Зачем это надо? Читаем пояснительную записку: "Руководители акционерных обществ, унитарных предприятий, фондов, учреждений, корпораций с долей государства или муниципального образования практически бесконтрольно со стороны налогоплательщиков распоряжаются государственными или муниципальными имущественными и финансовыми ресурсами, устанавливают себе очень высокие, даже по мировым меркам, доходы в виде заработной платы и других легальных вознаграждений". Авторы уверяют, что это "вызывает справедливые возмущения всего общества. Недовольство населения нарастает высокими темпами и скоро может достичь уровня, способного нарушить стабильность общества и привести к массовым протестным выступлениям, что подтверждают объективные социологические опросы".
Однако эксперты не уверены, что предлагаемая мера решит проблему социальной справедливости. "Идея сама по себе хорошая, но ее исполнение вызывает сомнения", - считает секретарь Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Александр Шершуков.
Во-первых, по его мнению, не совсем понятно, как взаимосвязаны зарплата и количество работников и почему кратность предлагается установить именно по этому принципу? Кстати, интересует этот вопрос и работодателей. "На одном предприятии есть как низкоквалифицированные работники, так и специалисты высочайшего класса. Почему их зарплата должна напрямую зависеть от числа работающих в АО?" - удивляется управляющий директор по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Варварин.
Во-вторых, продолжает представитель ФНПР, государство имеет долю не только в АО, но и компаниях других форм собственности - ООО, ФГУ и прочих. Тогда почему предполагается ввести кратность только в АО? И в-третьих, зарплата регулируется Трудовым кодексом. Если и вводить для нее новые правила, то в первую очередь поправки должны сбыть прописаны там, считает эксперт.
Однако, по мнению директора института соцполитики НИУ "Высшая школа экономики" Сергея Смирнова, установить общие критерии для всех трудно, практически невозможно. Одни люди работают в полсилы, другие - не покладая рук, одни предприятия запускают космические корабли, другие - добывают нефть, один год кризисный, другой - успешный. Бизнес вообще против этих новаций. Кроме того, в РСПП обратили внимание, что в законопроекте поправки предлагают внести в пункт 2 статьи 64 Закона "Об акционерных обществах". А в ней речь идет не о топ-менеджерах, а о членах совета директоров, которые не состоят в трудовых отношениях с предприятием, напоминает Варварин. И размер их вознаграждения в госкомпаниях уже регулируется государством - есть методика, утвержденная минэкономразвития. Он не должен превышать миллион рублей в год. "Это не так много, если учесть степень ответственности членов совета директоров", - продолжает эксперт. По его словам, сейчас обсуждается вопрос о внесении изменений в методику расчета, чтобы повысить максимальную сумму выплат. Что касается топ-менеджеров, их зарплата определяется советом директоров и, как правило, завязана на коэффициенты эффективности, добавляет Варварин.
Комментарий
Николай Волгин, завкафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России:
- Дифференциация в отношении зарплат стала в России ругательным словом из-за того, что она непродуманная, необоснованная и одна из самых высоких в мире.
У нас это соотношение 1:30. А разница в доходах 10 процентов самых бедных и 10 процентов самых богатых - 1:16. В развитых странах такие показатели значительно ниже. Причина - отсутствие регуляции в нашей стране. Но стоит отметить, что "уравниловка" не менее опасное явление.
Есть много методик, позволяющих рассчитать, как должны отличаться зарплаты работников. Одной из наиболее обоснованных считаю ту, которую разработали на основании исследований известного врача Николая Амосова. На любом предприятии есть четыре группы сотрудников: рабочие, служащие, специалисты и руководители. И Амосов со своими коллегами установил, что внутри каждой группы самый лучший, талантливый, ответственный работник может дать втрое лучший результат, чем его антипод. Таким образом, соотношение зарплаты один к трем внутри одной профессиональной группы можно назвать научно обоснованным.
А разница между группами считается от среднего показателя внутри группы и умножается на три. То есть в первой группе средний показатель два умножаем на три - получаем максимальную кратность между первой и второй группой в шесть раз. А максимальная дифференциация между первой и последней группой работников на одном предприятии получается 12 раз, и это, повторюсь, научно обоснованное соотношение. Могут быть введены поправочные коэффициенты в зависимости от численности работников и рода деятельности предприятия, но они должны быть незначительны. Кстати, в Японии, максимальный разрыв между зарплатами начальников и подчиненных в одной компании составляет четыре раза.
Такое регулирование необязательно вводить законодательно. Государству надо просто разработать методику расчета дифференциации, а предприятия могли бы внедрять ее на основании коллективного договора.
Российская газета