Но, оказывается, мечты о "собственном свечном заводике" не оставили и поколения, выросшие в новых экономических условиях. Служба исследований компании HeadHunter опросила 5000 работников разных компаний и выяснила, что 84% опрошенных хотели бы работать только на себя. Причины - стремление к независимости, желание стать хозяином, никому не подчиняться (59%). Чаще прочих хотели бы обзавестись собственным делом представители автомобильного (93%) и строительного (91%) бизнеса, те, кто занимается недвижимостью и продажами. А вот среди юристов и медиков/работников фармотрасли таких меньше, но все же довольно много (77 и 70% соответственно).
В половине случаев причиной отказа от мечты о собственном деле становится нехватка средств. Около четверти тех, кто имел, но потерял свой бизнес, отметили, что препятствием были административные и бюрократические сложности. Несостоятельность самой идеи или потеря интереса к ней становились причинами ухода из предпринимательства у 15 и 14% опрошенных соответственно.
А большинство действующих бизнесменов (40%) отметили, что российское законодательство по-прежнему только мешает вести собственный бизнес. Лишь 7% считает, что оно способствует его созданию и процветанию.
- Собственное дело и работа по найму не противоречат друг другу, поскольку редко кому удавалось создать успешный бизнес без опыта наемного работника, - считает президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. - Ведь помимо стремления к предпринимательской деятельности необходимо знание особенностей отрасли, основ менеджмента и т.д. Предпринимательские идеи захватывают многих, но процент тех, кому реально удается добиться успеха, значительно меньше. К разочарованию в бизнесе и угасанию предпринимательского задора при возникновении сложностей часто приводит недостаток знаний и опыта.
- Согласно статистике, лишь 4-7% людей готовы к тому, чтобы открыть собственное дело, - говорит эксперт-консультант по подбору персонала кадрового агентства "КАУС-Медицина" Анна Рыжик. - Медикам сложнее начать его в первую очередь из-за серьезности вложений в старт-ап по сравнению со многими другими сферами деятельности. К примеру, для открытия небольшой стоматологической клиники с двумя кабинетами для приема пациентов необходимо около 3-4 млн рублей (без учета аренды или выкупа помещения).
При этом инвестиции окупятся нескоро из-за невысокой стоимости оказываемых услуг. Большинство врачей, за исключением пластических хирургов, стоматологов и косметологов, просто не могут себе позволить собственное дело. Кроме того, если врач - успешный профессионал, это еще не значит, что у него есть талант бизнесмена. Поэтому некоторые врачи и прогорают, открывая свое дело. Но все же цифры опроса внушают оптимизм. Если столько народа хотя бы мечтает о своем "свечном заводике", значит, идеи капитализма все-таки живут и побеждают.
Российская Бизнес-газета 10.05.2012