на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Актуально

Изменения порядка передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (реестра акционеров), регистратору.

Изменения порядка передачи документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг (реестра акционеров), регистратору

 

ФСФР России продолжает реформировать законодательство о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заменяя нормативные акты, изданные еще ФКЦБ России, на свои новые. Последней на сегодняшний день новацией является Приказ ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг».

Основы деятельности по ведению реестров владельцев ценных бумаг заложены Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», а для реестров акционеров также Федеральным законом «Об акционерных обществах». Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг развил их в своих положениях - «Положении о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 N 21, и «Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27, а также письмах – Письмо ФКЦБ России от 21.03.2000 N ИК-07/1361 «О необходимости передачи ведения реестра владельцев акций и облигаций специализированному регистратору», Письмо ФКЦБ России от 04.08.2000 N ИК-07/3905 «О порядке действий при приостановке лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг», Письмо ФКЦБ России от 03.02.2003 N 03-ИК-09/1755 «О приеме информации и документов, составляющих систему ведения реестра, без заключения договора с эмитентом», Письмо ФКЦБ России от 24.03.2004 N 04-СХ-09/5118 «О необходимости передачи ведения реестра владельцев именных ценных бумаг регистратору», Письмо ФСФР России от 29.06.2010 N 10-ВМ-04/14817 «Об удерживании системы ведения реестра».

Новый Приказ ФСФР России от 23.12.2010 N 10-77/пз-н (далее – Новый Приказ) более подробно прописывает соответствующие процедуры и порядок взаимоотношений между реестродержателями и эмитентами, устанавливает перечень договорных условий, по которым регистратор и эмитент обязаны «обеспечить определенность» и устанавливает, что регистраторы, эмитенты и саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра, должны привести свои документы в соответствии с Новым Приказом в течение одного года с даты его вступления в силу.

Также вновь принятый нормативный акт узаконивает сложившуюся практику регистраторов требовать с эмитента копию протокола заседания совета директоров (или решения иного уполномоченного органа эмитента), на котором рассматривался вопрос об утверждении регистратора и условий договора с ним, выписку из ЕГРЮЛ в случае смены единоличного исполнительного органа и/или места нахождения, а также закрепил уже устоявшийся в регистраторских кругах термин «анкета эмитента» – аналог анкеты зарегистрированного лица, содержащий сведения об эмитенте ценных бумаг, реестр владельцев которого ведет регистратор. Кроме того, на уровне приказа ФСФР России появляется регламентация взаимоотношений регистратора и эмитента в ситуации готовящейся ликвидации эмитента. Ранее такие вопросы грамотные регистраторы решали на уровне договора с эмитентом.

Новый Приказ позволяет регистраторам в случаях, если в соответствии с законодательством размещение ценных бумаг допускается без регистрации решения о выпуске ценных бумаг (что происходит при учреждении акционерного общества и при некоторых способах его реорганизации), начинать полноценное ведение реестра без документов о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, а также устанавливает один случай, когда регистратор удерживает документы и информацию реестра после прекращения действия соответствующего договора: когда на дату принятия решения о передаче реестра число владельцев акций эмитента составляет более 50 или число владельцев иных ценных бумаг эмитента составляет 500 (это правило не работает в случае передачи реестра конкурсному управляющему). Для установления точного количества зарегистрированных лиц реестродержатель вправе обращаться к зарегистрированным в реестре номинальным держателям, и те обязаны раскрыть ему необходимую информацию в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

В отличие от ранее действующих норм Новый Приказ позволяет регистраторам иметь одну анкету зарегистрированного лица в случае, если данное лицо присутствует в нескольких реестрах. При передаче документов и информации системы ведения реестра новому реестродержателю регистратор в такой ситуации может передать копию анкеты зарегистрированного лица, заверенную подписью уполномоченного лица и печатью регистратора (правда, новый реестродержатель вправе не проводить операции по лицевым счетам лиц, анкеты которых получены им в виде таких копий, до момента получения от этих лиц анкет, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства). Кроме того, теперь законодательство обязывает передавать не только анкету зарегистрированного лица, но и все остальные документы, полученные реестродержателем от этого зарегистрированного лица для проведения операции открытия лицевого счета или внесения изменений в информацию его лицевого счета о нем самом. Дополнительно к документам для передачи новому реестродержателю отнесены и документы, являющиеся основаниями для установления долей в счетах общей долевой собственности.

В Новом Приказе подробно регламентируется порядок уведомления о расторжении договора на ведение реестра, с установлением новых сроков и способов его направления, а также порядок раскрытия информации об изменении реестродержателя (напомним, что информация об изменении реестродержателя акционерными обществами, обязанными составлять ежеквартальные отчеты эмитента, должна раскрываться также еще и в виде сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость их ценных бумаг).

Подробному описанию подвергся в Новом Приказе порядок хранения документов системы ведения реестра владельцев именных ценных бумаг. Законодатель помимо регистраторов привлек к этому делу и саморегулируемую организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра.

В настоящий момент Новый Приказ прошел регистрацию в Минюсте РФ, но еще не опубликован.

В заключении хочется напомнить, что в КоАП РФ предусмотрена статья 15.22 с перечислением административных нарушений, связанных с ведением реестра владельцев ценных бумаг, предусматривающая значительные штрафы на юридические лица  – до 1 000 000 рублей. Таким образом, нарушения по данным вопросам деятельности эмитентов признаются особо серьезными.

 

Наша организация – ЗАО «РКЦ» – поможет Вам обеспечить ведение реестра владельцев именных ценных бумаг в соответствии с требованиями действующего законодательства, а, при необходимости, восстановить систему ведения реестра или завести ее вновь. Мы не только поможем вести необходимые журналы и счета, но и разработаем Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, Правила внутреннего документооборота и контроля и должностные инструкции сотрудников эмитента, отвечающих за ведение реестра. Также наша организация может поспособствовать в передаче реестра акционеров регистратору и получении документов от регистратора эмитенту с соблюдением всех необходимых корпоративных процедур и раскрытия информация в сети Интернет (в том числе, раскрытие информации в ленте новостей).

 

 

 

05.04.2011
 





Ближайшие события


15.01.2025
предельный срок опубликования на странице в сети Интернет Списка аффилированных лиц за 2 полугодие 2024 года или Списка аффилированных лиц за 12 месяцев 2024 года

30.01.2025 – предельный срок получения от акционеров предложений о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижении кандидатов в органы общества (если Уставом общества не предусмотрен иной срок)