на главную



197101, Санкт-Петербург, улица
Большая Монетная, дом 16, литер А

(812) 448 9552
(901) 301 0570

 

Законодательство

Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)

"Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)"

Гражданско-правовые споры между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами могут быть переданы на рассмотрение финансовому омбудсмену

Общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен) является постоянно действующим общественным органом разбирательства возникающих споров. Финансовым омбудсменом может быть физическое лицо - гражданин РФ, имеющий высшее образование, не являющийся в течение последних трех лет до назначения работником или избираемым должностным лицом в кредитной организации. Финансовый омбудсмен назначается Ассоциацией российских банков сроком на 5 лет.

К компетенции омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров, заявителем в которых является физическое лицо - клиент финансовой организации и с суммой требований до 300 000 рублей, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора. Финансовый омбудсмен разрешает споры путем примирительной процедуры, а в случае невозможности достичь примирения сторон - путем рассмотрения спора по существу. Акты финансового омбудсмена подлежат исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПРИМИРИТЕЛЕ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
(ФИНАНСОВОМ ОМБУДСМЕНЕ)


Статья 1. Общие положения
 

1.1. Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен) (далее - Финансовый омбудсмен) является постоянно действующим общественным органом разбирательства споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами.

1.2. Финансовый омбудсмен осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством на принципах справедливости, законности, независимости, безвозмездности, беспристрастности и равноправия сторон. Ассоциация российских банков и ее должностные лица не вправе вмешиваться в вопросы деятельности Финансового омбудсмена, связанные с рассмотрением споров.
 

Статья 2. Требования к Финансовому омбудсмену
 

2.1. Финансовым омбудсменом может быть физическое лицо - гражданин Российской Федерации, имеющее высшее образование, не являвшееся в течение последних трех лет до назначения Финансовым омбудсменом работником или избираемым должностным лицом в кредитной организации, соответствующее требованиям, установленным настоящим положением, и давшее согласие на исполнение обязанностей Финансового омбудсмена.

2.2. Финансовый омбудсмен обязан обеспечить беспристрастное разрешение спора и не может рассматривать споры, в решении которых он прямо или косвенно заинтересован.

2.3. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

2.4. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

2.5. Финансовым омбудсменом не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью.

2.3. Финансовый омбудсмен назначается Ассоциацией российских банков сроком на 5 лет.
 

Статья 3. Компетенция Финансового омбудсмена
 

3.1. К компетенции Финансового омбудсмена отнесено разрешение гражданско-правовых споров, заявителем в которых является физическое лицо - клиент финансовой организации и с суммой требований до 300 000 (трехсот тысяч) рублей, возникающих в связи с заключением, изменением, исполнением или прекращением договоров, заключенных с финансовыми организациями и не связанных с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности, а также жалоб, возникающих вследствие или в связи с деятельностью финансовых организаций, если возможность обращения к Финансовому омбудсмену предусмотрена в письменных декларациях (заявлениях) сторон спора.

3.2. Письменные декларации (заявления) сторон о передаче спора на рассмотрение Финансовому омбудсмену оформляются в соответствии с образцами, являющимися приложениями к настоящему Положению.

3.3. Спор не может быть передан на рассмотрение Финансового омбудсмена, если по спору имеется вступивший в силу судебный акт, разрешающий спор по существу.

3.4. Вопрос о компетенции по конкретному спору решается исключительно Финансовым омбудсменом, рассматривающим данный спор.

3.5. Финансовый омбудсмен разрешает споры путем осуществления примирительной процедуры, а в случае невозможности достичь примирения сторон - путем рассмотрения спора по существу.

3.6. Споры, передаваемые Финансовому омбудсмену, разрешаются им в порядке, предусмотренном Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена), который утверждается Ассоциацией российских банков.

3.7. Акты Финансового омбудсмена подлежат исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.
 

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий

Финансового омбудсмена
 

4.1. Финансовый омбудсмен вправе добровольно прекратить свои полномочия, письменно уведомив председателя Совета АРБ за месяц до предполагаемой даты прекращения полномочий. После истечения указанного срока Финансовый омбудсмен считается освобожденным от должности.

4.2. Полномочия Финансового омбудсмена также прекращаются досрочно, если он:

а. признан решением суда недееспособным или частично дееспособным;

б. признан решением суда виновным в совершении преступления;

в. решением суда лишен права занимать должность или осуществлять деятельность в юридической или финансовой сферах;

г. вследствие болезни или других непреодолимых препятствий более трех месяцев не в состоянии осуществлять свои полномочия.

4.3. Полномочия Финансового омбудсмена могут быть прекращены досрочно по решению Совета Ассоциации российских банков на основании представления Общественного наблюдательного совета Финансового омбудсмена.
 

Статья 5. Секретариат Финансового омбудсмена
 

5.1. Секретариат Финансового омбудсмена состоит из Ответственного секретаря, консультантов, референтов и технических работников.

5.2. Ответственный секретарь Финансового омбудсмена утверждается Ассоциацией российских банков из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование.

5.3. Обязанностью Ответственного секретаря Финансового омбудсмена является обеспечение процесса рассмотрения гражданско-правовых споров, переданных на рассмотрение Финансового омбудсмена, и выполнение иных функций, отнесенных к его компетенции Регламентом Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена).

5.4. Финансовый омбудсмен вправе создавать на территории Российской Федерации офисы Финансового омбудсмена для приема и предварительной обработки поступающих ему заявлений (жалоб).
 

Статья 6. Сохранение коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны
 

Финансовый омбудсмен и сотрудники Секретариата Финансового омбудсмена, которым в силу своих обязанностей в процессе рассмотрения дела стала известна конфиденциальная информация, относящаяся к коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайне участвующих в делах лиц, не вправе разглашать ставшие им известными сведения без письменного на то согласия самих сторон.
 

Статья 7. Опубликование актов и обзоров Финансового омбудсмена
 

7.1. Акты Финансового омбудсмена подлежат публикации только по решению Финансового омбудсмена. При этом обеспечивается соблюдение коммерческой и банковской тайны и не указываются наименование сторон и их место нахождения. В интересах сторон Финансовый омбудсмен может не допустить к опубликованию и другие данные, содержащиеся в его актах.

7.2. Финансовый омбудсмен вправе публиковать информацию о рассмотренных им спорах, а также публично выступать с указанной информацией.

7.3. Финансовый омбудсмен представляет финансовым организациям, подавшим ему Декларации о передаче на рассмотрение Общественному примирителю на финансовом рынке (Финансовому омбудсмену) споров с участием физических лиц - клиентов финансовой организации, обзоры практики рассмотрения им споров.
 

Статья 8. Общественный контроль за деятельностью Финансового омбудсмена
 

8.1. В целях осуществления общественного контроля за деятельностью Финансового омбудсмена формируется Общественный наблюдательный совет Финансового омбудсмена из числа наиболее авторитетных специалистов на финансовом рынке и представителей профильных государственных органов.

8.2. Финансовый омбудсмен ежегодно представляет Общественному наблюдательному совету Финансового омбудсмена и публикует отчет о своей деятельности.
 

Статья 9. Обеспечение деятельности и место нахождения Финансового омбудсмена
 

9.1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Финансового омбудсмена осуществляется Ассоциацией российских банков.

9.2. Место нахождения Финансового омбудсмена - г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1.

9.3. Финансовый омбудсмен вправе определять место рассмотрения спора в зависимости от обстоятельств конкретного спора.

 

15.09.2010
 





Ближайшие события


24.05.2024
– окончание срока принятия решения о созыве годового общего собрания акционеров по итогам 2023 года, если собрание созывается на 28 июня (пятница)

29.05.2024 – предельный срок опубликования на странице в сети Интернет Отчета эмитента (бывший "Ежеквартальный отчет") за 12 месяцев 2023 года (если опубликование годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности произведено в последний день отведенного для этого срока)